Период Османского завоевания и Новое время

17 октября 2011

ΧV- XVI вв.

Османское владычество на Афоне окончательно началось в 1423-24 гг., но, несмотря на уважение завоевателя по отношению к его самоуправлению и привилегиям монастырей, оно имело для него отрицательные экономические последствия. Среди административного упадка Ватопед до XVI века старается приспособиться к новым условиям жизни в османском государстве, выжить и одновременно развиваться.

Несмотря на различные проблемы, Ватопед продолжал представлять собой крупное монашеское учреждение и сохранять свою славу, которая, по всей видимости, в 1456 году подвигла короля Испании Альфонса оказать каким-то образом монастырю финансовую поддержку. Та же самая слава, но и доверие, которое внушал монастырь, видно и из того факта, что это была духовная кузница, выпустившая множество архиереев. А именно, с середины XV века многие представители ватопедской братии занимают высокие церковные посты, как например игумен Манассия, который стал Вселенским Патриархом под именем Максим, и, напротив, многие из оставивших свои кафедры архиереев, удалялись в Ватопед, как например митрополит Фессалоникийский Макарий. Таким образом так же, как и в византийский период, продолжали сохраняться узы, связывавшие обитель с аристократией, только сейчас больше речь шла о церковной, а не о светской аристократии.

Благодаря этой деятельности, монастырь пережил относительный расцвет, который, однако, не сопровождался соответствующей строительной активностью. Напротив, его экономический достаток отражается в описи содержания ризницы в 1596 году.

Наконец, в XV и XVI вв. активность монастыря в области художественного творчества, по всей видимости, была слабой. Однако присутствие ученого и добродетельной жизни монаха, а впоследствии преобразователя (просветителя) христианского народа России преподобного Максима Грека, знаменитого переводчика церковных книг середины XVI века, указывает на то, что в Ватопед располагал значительным человеческим потенциалом, и там велась серьезная духовная жизнь.

XVI в. -1830

С конца XVI века до 1821 года экономическое положение Ватопедского монастыря улучшается, растет его влияние, а его духовная слава распространяется по всему Востоку. На эти изменения указывают в принципе тесные экономические связи с Россией и крупными подворьями, дарованными обители в придунайских княжествах (Румыния). Благодаря им монастырь очень скоро становится экономически сильным и обретает большую известность.

Эти подворья с середины XVII века управляются наместником-архиереем, который с 1768 году стали носить титул титулярного митрополита Иринопольского и Ватопедского. Помимо чисто административных обязанностей, эти иерархи развивали и другого рода деятельность, которая часто была направлена на экономическую поддержку эллинизма и, особенно, образования, а также борьбы за независимость.

Помимо Румынии, множество монастырей и земель добавляется к Ватопеду в качестве подворий и в пределах османской империи. Все эти пожертвования увеличивают богатство монастыря и, соответственно, его духовное влияние.

Экономический расцвет обители отражается и на обширной строительной деятельности в самом монастыре, которая прервалась только в период Восстания 1821 года. В строительстве, расширении и обновлении зданий и изготовлении предметов художественного искусства первое место принадлежит бывшим игуменам обители и бывшим игуменам придунайских монастырей.

Ведь благоденствие Ватопедского монастыря и его слава, но больше высокая духовная мера подвизавшихся там отцов, объясняют присутствие в нем множества архиереев и ученых, которые, как и раньше, ищут в этом месте надежной старости и христианской кончины. В их число входят бывшие Патриархи, такие как: Константинопольский Киприан (после 1714 года) и Александрийский Герасим II Палладас (1714). Активная духовная деятельность Ватопедского монастыря проявляется и в основании ватопедскими отцами недалеко от монастыря в 1748/49 гг. Афонской академии. В том же веке в Ватопедском скиту святого Димитрия собралось значительное число представителей движения Колливадов.

Тем не менее, и этот период не был лишен трудностей для Ватопедского монастыря, возникавших и из-за долгов и пиратских набегов, опустошавших весь Афон в XVII веке, но, главным образом, из-за разгоревшегося в 1821 году под руководством Эммануила Папаса Восстания в Македонии. Бесславный конец Восстания в этом регионе стал причиной огромных потерь и репрессий для всей горы (введение чрезвычайных налогов, поселение турецких солдат в обителях и т.д.), и Ватопедский монастырь был вынужден заплатить тяжелейшую цену.

1830-XX в.

Проблемы, вызванные неудачей Восстания в Македонии в 1821 году, разрешились после ухода турок в 1830 году с Афона. Далее в течение века Ватопед пытается вернуться к былой славе, лучше используя свои древние объекты недвижимости и добавляя новые. Новый период в развитии можно заметить и по тому, что тогда велось множество работ по восстановлению зданий, реставрации реликвий, а также другая деятельность художественного и духовного плана.

Благоденствие этого периода оправдывает и серьезную экономическую помощь ватопедцев различным образовательным учреждениями, в первую очередь помощь архимандрита Анании Афинскому университету и Великой школе греческой нации, в то время как в самом монастыре до 1870 года уже действовала школа. Кроме того, общий интерес к греческому народу в соединении с молвой о ее богатстве сделали обитель важным фактором движения вперед и способствовали сохранению ее славы. По этим причинам, возможно, не следует считать малозначительным факт организации в монастыре в 1930 году первых встреч Межправославной Комиссии.

Тем не менее, с середины XIX века Ватопед столкнулся с серьезными экономическими трудностями. В 1863 году происходит конфискация подворий в Румынии, с наступлением Октябрьской революции в 1917 году обитель окончательно теряет подворья в России, а после 1922 года – в Македонии, которые были предоставлены для обустройства беженцев из Малой Азии. К 1930 году монастырь владел лишь весьма небольшой частью своей некогда огромной собственности. Но идиоритмическое устройство жизни, которому следовал монастырь, вызывало неблагоприятные экономические последствия. В соединении с ужасами Второй мировой войны и общим кризисом на Афоне они спровоцировали симптомы упадка монастыря, что прекратилось в 1990 году в связи с поселением нового братства, принятием общежительного устава и постоянно предпринимаемым с тех пор усилиями по улучшению монашеской жизни.

Публикации
Закладки