Стволовые клетки: использование и биоэтические проблемы (Часть 2)

21 июня 2013

…Продолжение, См. Часть 1.

Проблемы

Важный аспект, который должен быть изучен, – знание множества клеточных соединений, содержащихся в тканях взрослого человека, и обнаружение в них необходимых видов стволовых клеток. Поскольку стволовые клетки в тканях взрослых организмов встречаются крайне редко, их локализация требует тщательного изучения. Но даже когда стволовые клетки обнаружены и выделены, необходимо создать подходящие условия, в которых они смогут дифференцироваться в специализированные клетки. Это, в свою очередь, требует проведения сложных экспериментов.

StemCell2

Фотография: www.salk.edu

Ответы на большинство вопросов нам могут дать эмбриональные стволовые клетки. Считается, что они являются более изменчивыми по сравнению со стволовыми клетками взрослых. Но и в этом случае остается открытым вопрос о необходимых условий для дифференциации стволовых клеток в соответствующие специализированные. Другой важный параметр данного исследования – изучение скорости развития стволовых клеток: в определенных условиях они могут начать развиваться бесконтрольно и образовывать злокачественные опухоли.

Существуют проблемы и во вживлении в новый организм клеток, полученных из стволовых. Эти новые клетки должны быть органично внедрены в ткани и органы, чтобы «научиться» функционировать как естественные клетки организма. Например, сердечные клетки, которые «бьются», будучи выращенными в лаборатории, могут не «биться» в ритме клеток сердца больного. Нейроны, которые вживляются в поврежденный мозг, должны стать частью сложнейшей сети клеток головного мозга и их соединений, чтобы функционировать должным образом.

Здесь появляется проблема иммунологического характера. Как и в случае с трансплантацией органов, клетки иммунной системы организма принимают внедренные клетки как «чужие» и начинают атаковать их. Это повышает риск для пациента и создает неудачи в трансплантации. Пациенты, получившие клетки, должны принимать лекарства, чтобы своевременно нейтрализовать действия иммунной системы, что в свою очередь сопряжено с определенными рисками. По этим причинам исследования в области гистосовместимости еще находятся в стадии развития.

Хранение

В последние годы были созданы банки крови пуповины, нервных стволовые клеток и эмбриональных клеток человека. Кровь пуповины (пуповинно-плацентарная кровь), а также костный мозг хранятся как источники кроветворных стволовых клеток для лечения как генетических, так и приобретенных заболеваний. Эта кровь предназначается для общего (аллогенная трансплантация), а не для личного использования (аутологичная трансплантация). Поэтому эти банки имеют общественный и добровольческий характер. Кроме того, нервные стволовые клетки, происходящие из эмбриона после выкидыша, хранятся в банках для возможного лечения определенных заболеваний головного мозга. Банки эмбриональных стволовых клеток были образованы для лечения широкого спектра генетических и приобретенных заболеваний. И наконец, создание банков тканей от здоровых доноров является надежным решением проблемы совместимости тканей с пересаженными стволовыми клетками.

Вопросы этики

Основной вопрос, возникающий относительно развития лечения стволовыми клетками, касается исследований, проводимых на эмбрионах, так как это связано с их уничтожением/умерщвлением. На настоящий момент разработаны различные стратегии подхода к этой проблеме, как, например, использование избыточных оплодотворенных яйцеклеток, полученных в процессе искусственного оплодотворения, эмбрионов, остающихся после аборта и партеногенеза (они нежизнеспособны). Что касается первого случая, число избыточных яйцеклеток настолько велико (порядка сотней тысяч), что их хранение является экономически невыгодным, поскольку не оставляет никакой перспективы их дальнейшего использования (родители также не намерены их использовать), и, таким образом, они обречены на гибель.

В атмосфере уклонения от этических протестов и нерешительности в отношении использования эмбрионов для изучения стволовых клеток (которые создает по-настоящему провокационные терапевтические перспективы их использования) на авансцену вышел этический статус эмбриона и вопрос о начале человеческой личности. Таким образом, в некоторых случаях разрешается исследование на 14-ый день после образования зиготы (оплодотворение) при согласии (для некоторых стран) доноров гамет (яйцеклеток и сперматозоидов) и биоэтической ассоциации и запрете на любую экономическую выгоду.

Эмбрионы, которые находятся на стадии развития до семи-восьми недель после оплодотворения, называются «плодом» («fetuses») и подчиняются иному юридическому статусу, нежели эмбрионы, которые находятся на последующих стадиях развития. Кроме того, существует мнение, что термин «эмбрион» должен применяться исключительно к организмам, находящимся внутри утробы.

Клонирование

Альтернативное решение, которое было предложено для проблем, связанных с вышеприведенным вопросом гистосовместимости, это так называемое клонирование. При клонировании ядро яйцеклетки заменяется ядром другой клетки тела и таким образом развивается организм, сходный с тем, который стал донором клетки тела. Из этого нового организма могут быть взяты мультипотентные стволовые клетки, которые обеспечат организм-донор совместимыми с ним тканями.

Этот метод сопровождается важными этическими вопросами и препятствиями технического характера. Кроме того, возникают вопросы о генетических особенностях донора, которые будут унаследованы новым организмом.

Позиция Церкви

Для Православной Церкви человек начинает существовать с момента своего зачатия. И соответственно, Церковь не может поддержать уничтожение эмбриона на любой стадии его развития. Церковь относится положительно к научным исследованиям, но не приемлет клонирования (как средства воспроизводства и лечения) и создания эмбрионов в исследовательских целях в целом. Человеческая жизнь священна и должна восприниматься с трепетом, а не механически. Несомненно, научный прогресс приветствуется, если он идет на благо человеку и ослабляет его боль. Однако это не должно достигаться любой ценой и уменьшать святую ценность человеческой жизни.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации