Святой Афанасий Афонский

18 июля 2013

Память 5/18 июля

Святой Афанасий, как сказано в его житии, происходил с Востока, из Трапезунда. Едва окончив учебу (он был филологом), влекомый Божественной благодатью, Афанасий оставил мир в молодом возрасте и ушел в монахи под попечением своего дяди, преподобнейшего отца Михаила Малеина.

athan_athon_01

Некогда преподобного Михаила Малеина, духовного отца святого Афанасия, посетили, желая исповедоваться, молодые военные Никифор и Лев, которые впоследствии сыграли важную роль в истории Византийской Империи. Преподобный Михаил направил их в место, где подвизался святой Афанасий, которому на тот момент было тридцать лет, сказав, что желает открыть им некое сокровище. Встречи и беседы с Афанасием поразили полководцев, словно они на самом деле нашли огромное богатство. С тех самых пор они получили наказ все свои мысли, возникающие на протяжении жизни, рассказывать этому монаху. И на самом деле, святой Афанасий оставался духовным отцом этих двух великих людей до самой их смерти. С Никифором они настолько сблизились, что дали друг другу взаимное обещание всегда жить вместе, как монахи. Однако Никифору не удалось исполнить это обещание, ведь как военный он был призван освобождать Крит от пиратов, после чего воцарился на троне. Император был убит и поэтому не сдержал обещания, данного Афанасию. Однако он никогда не прекращал оказывать поддержку Великой Лавре, основанной святым Афанасием.

Удалившись из Вифинии, Афанасий отправляется на Афон. Посетив Кариэс, центр тогдашнего монашества, он не открыл, кто он есть на самом деле, притворившись неграмотным и неотесанным. Старец пытался научить его алфавиту, чтобы тот смог читать свое молитвенное последование. Но Афанасий притворялся, что не имеет способностей к обучению. Старцам Протата, которые просили старца обучить своего послушника грамоте, тот простодушно отвечал, что его послушник недалек и не способен учиться.

В конце концов, однако, люди, знавшие его, открыли, кто он на самом деле, и ему пришлось признаться, что он знаменитый Афанасий. С тех пор, как узнали его имя, он не смог продолжать жить в неизвестности, которую так любил. Афанасий стал путешествовать по Святой Горе в поисках подходящего для себя места. Так он достиг восточной части Афона, места, называемого Мелана, где он некоторое время жил в пещере, предаваясь аскетической жизни. Однако после многочисленных уговоров Никифора Афанасий начал постройку Лавры. Но еще до окончания воздвижения монастыря святой получил известие, что Никифор стал императором. Это означало, что Никифор не сможет сдержать данного Богу обещания стать монахом, и святой Афанасий с огромной скорбью, но вместе с тем со смирением, с неприятием тщеславия и любовью покидает Лавру, отправляет Никифору обличающее послание и вместе со своим учеником Антонием отправляется на Кипр.

Однако оказавшись на Кипре, Афанасий получает от Бога призыв вернуться назад и завершить свою миссию. Таким образом, он возвращается и продолжает свое дело. Воздвигнув Великую Лавру, святой становится оплотом афонской монашеской жизни.

Ему удалось сделать так, что между находившимися в уединенности скитами и обителями появилось общение, как и с его собственными учениками, находившимися в монастыре. Постепенно монахи стали подчиняться ему. Находясь в своих обителях, они духовно зависели от святого Афанасия. Так было достигнуто то самое великое равновесие, на котором, если говорить искренне, и зиждется долгоденствие афонского монашества. По этой причине Афанасий по праву может быть назван незаменимым устроителем и управителем афонского монашества. Ему удалось объединить недосягаемость и уединенность афонских отцов, дав свободу каждой личности, убедить каждого, что он может стать монахом, придерживаясь философии отцов. Афанасию удалось воплотить в жизнь слова апостола Павла о служащих в служении и начальствующих с усердием.

Поэтому для нас, афонских монахов, преподобный Афанасий не просто один из многочисленных святых, но наш общий духовный отец. В его личности, его отцовской любви и заботе, просвещенном разуме, его деликатности каждый из нас, независимо от поколения, находит то, что близко именно ему. Таким образом, каждый добродетельно и непорочно продолжает свой путь с блаженной надеждой на то, что ему удастся преуспеть в монашеской жизни.

Несколько основных качеств ярко характеризуют этого великого просветителя. Во-первых, крайнее трудолюбие, непрестанное несение креста, которое святой считал важнейшим условием, стержнем монашества, главным средством аскетического образа жизни, которого святой придерживался с самого начала и до того момента, как создал Лавру. Он был так увлечен аскезой, что часто признавался: если бы не имел к ней такой большой склонности, то взял бы на себя огромное количество социальных обязательств, естественно, монашеского свойства. Он пламенно желал освободиться от забот и жить по своей склонности к уединенной жизни, которой он предавался в пещере, находившейся к юго-востоку от Лавры и называвшейся Виглан.

Другие важнейшие качества святого Афанасия – это любовь, общительность, самопожертвование. Даже будучи по отношению к себе строжайшим и трудолюбивым аскетом, к своему ближнему он всегда относился с привязанностью и истинной любовью. Его огромная нежность и любовь по-настоящему объединила и продолжает хранить единство афонского монашества. Мы верим, что это будет продолжаться до конца времен, который наступит по Божественному провидению и неустанному заступничеству этого великого святого. Конечно, нам не хватит слов, чтобы описать его. Но и все эти скудные сведения, приведенные нами, помогут каждому из нас пробудиться и стараться подражать хотя бы одному из бесчисленных и разнообразных добродетелей святого. Он так стремился оказать поддержку своей пастве, что сидел слева от святого престола даже во время службы и принимал на исповедь своих братьев, не только из Лавры, но также из многих других монастырей.

В свободном духе своей отеческой заботы, стремясь дать отдохновение всем монахам, как сильным, так и слабым, святой искусно применял и свои знания человеческой психологии, желая облегчить жизнь людей так, чтобы даже слабые характером стали гордиться своим монашеским служением и перестали впадать в уныние. По своей отеческой заботе, он создал некую программу, которая до него не только не применялась, но и, согласно традиции, уединенности монашеской жизни Афона, подвергалась критике. Святой обустроил порты, дороги, кладовые, виноградники, сады – все, что могло обеспечить элементарное, в разумных рамках удобство всем людям, желавшим ступить на путь монашества. Однако это получило неправильное толкование и, как сообщает житие святого, было названо «привлечением новых демонов», и впоследствии святой был оклеветан, так что даже административное начальство Святой Горы было настроено против него. Его даже собирались судить, обвинив в нарушении монашеских правил и устоев отцов. Но тут лично вмешалась Госпожа наша Богородица и усмирила обвинителей, а святому Афанасию внушила продолжить свои начинания, не боясь. Когда приходили трудности, в частности финансовые, когда святой Афанасий не мог завершить начатое им великое дело, Пресвятая Богородица придавала ему смелости. Ее обещания были такими живыми, явными и убедительными, что однажды, когда кладовые оказались пусты, Она явилась и сказала: «Я стану экономом монастыря, чтобы вы не заботились об этом». И действительно, по Ее благословению, в тяжелой ситуации, когда многочисленные рабочие и монахи не имели достатка, кладовые вновь наполнились продуктами. С тех самых пор эта святейшая обитель никогда не имела эконома, как было заведено в монастырях, а лишь помощника эконома. И одна из икон Богородицы, находящаяся в кладовой монастыря, именуемая Экономисса, изображает это чудо. Эта икона сотворила множество чудес, и монахи с особым благоговением воздают ей благодарение. Столько раз Богородица благословляла и восполняла различные материальные нужды обители.

Так кратко я рассказал вам то, с чем вы и сами знакомы. И сейчас обратите особое внимание и проявите уважение к этому. Ведь несмотря на то, что существуют уставы и различные благословенные старцы, тайно для всех нас нашим великим Старцем, заступником, наставником, духовным отцом остается преподобнейший отец наш Афанасий, являющийся продолжателем истинного служения и руководителем этого места, если не сказать всего восточного монашества.

Молитвами Святой Владычицы нашей Богородицы, Господи Иисусе Христе Боже наш, благослови и спаси нас. Аминь.

Старец Иосиф, Афонские поучения, монастырь Ватопед, с.93 – 99.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации