Как пастырские беседы заменяют интернет-общение

15 октября 2013

Продолжаем цикл статей Кольофутиса о роли церковного прихода в решении проблем, связанных с интернет-зависимостью молодежи. Сегодня мы рассмотрим общие направления, на основании которых беседы в приходах могут исключить многочисленные опасности, таящиеся в чрезмерном использовании интернета.

junkie1

Оживление приходской жизни – дело исключительно трудное и сложное, предполагающее постоянный и неослабевающий интерес священника к каждому подростку в отдельности. При этом пастырские действия священника должны быть направлены на помощь и восстановление его педагогического авторитета. Если он удовлетворит потребность людей в харизматичном лидере, который свидетельствует о Христе во всех без исключения проявлениях своей социальной жизни, это означает, что иерей своей деятельностью сделал важный шаг в обуздывании разрушительного воздействия педагогических моделей интернета на сознание молодежи. Если пастырь будет рядом со страдающим человеком современной эпохи, обреченном на одиночество, угнетение и эксплуатацию, тогда он сможет восстановить свой пошатнувшийся авторитет и обратить на себя внимание подростков, которые по своей природе ищут образцы для подражания. Интерес пастырей к бездомным, одиноким и притесняемым, старикам, инвалидам, нищим, детям и матерям-одиночкам, больным и маргиналам делает священников первопроходцами общества, открывающими путь любви для решения всех социальных и этических проблем нашего времени. Тогда пастырь станет лидером, за которым последуют другие люди: прихожане, добровольцы, коллеги, друзья, знакомые и незнакомые, и, прежде всего, молодежь, мечты которой сосредоточены на борьбе за все лучшее.

В такой духовной атмосфере, способствующей пастырскому сочувствию скорби брата, священник сможет приобщить своих духовных детей, в особенности молодых людей, к христианской надежде, проистекающей из уверенности Церкви в неминуемой победе Христа над смертью. Надежда на веру, доверие человека Божественному промыслу, выражающиеся в поддержке ближнего, будут противостоять духу безнадежности и отчаяния, царящих в современном обществе, и в большей степени среди подростков, которые чувствуют себя загнанными в угол социальной безысходностью.

Пастырь может научить их с большим оптимизмом подходить к проблеме нестабильности современной жизни, он снабдит их силой и уверенностью в решении ежедневных трудностей, придаст им стойкости по отношению к отрицательным посылам интернета, развивающих в молодежи дух пессимизма, саморазрушения и страха.

Если иерею удастся заполучить уважение и признание молодежи, стать в ее сознании образцом для подражания, возможно, тогда он сможет косвенным путем ограничить культ интернета и уменьшить зависимость молодых людей от всех тех, кто оказывает существенное влияние на принимаемые ими решения и делаемый выбор. Если священник станет для подростков тем человеком, к которому они смогут прийти за наставлением, отеческим советом, получить его дружеское мнение и молитву, тогда, вероятно, им не захочется принимать участие в долгих интернет-беседах, чтобы услышать чье-то мнение и совет. Консультации священника смогут стать заменой интернет-консультациям.

Здесь мы получаем возможность подчеркнуть всю важность признания прихожанами пастырской миссии священника. Сомнение ученика в успехе деятельности педагога существенно осложняет попытки педагога в удовлетворении нужд ученика, что, в свою очередь, препятствует достижению педагогических целей. Напротив, когда ученик признает те усилия, которые предпринимает педагог для удовлетворения его потребностей, он становится более восприимчивым, чувствуя симпатию, восхищение и уважение к педагогу, воодушевляется и старается внимать тому, к чему его призывают [1].

Аналогичное чувство поощрения и поддержки мы находим и в пастырском служении, но в том случае, если человек принимает направленную на его благополучие работу пастыря [2]. Если человек не признает решающего совета пастыря по практическому преодолению проблем и неурядиц повседневной жизни, это рождает в нем чувство неудовлетворения своих потребностей, которое может повлечь за собой поиск помощи в других источниках, таких как интернет, и которые неизбежно заменят и, возможно, упразднят авторитет и работу пастыря. По этой причине пастырю необходимо заслужить уважение и признание молодежи. Он должен стать для молодых людей таким же незаменимым, как врач для больного и учитель для ученика. Если это осуществится, подросток освободится от авторитета псевдо­педагогов интернета и возложит свои надежды на просвещенных педагогов Христа, призванных стать наставниками и вдохновителями паствы на жизнь во Христе [3].

Сегодня, в столь критические и неспокойные времена, можно найти много примеров иереев, подражающих безграничной любви спасителя Христа и показывающих себя благодатными пастырями, стремящимися к служению своим братьям [4]. Речь идет о духовных отцах, отрицающих понимание пастырских обязанностей как работы обыкновенного государственного служащего. С помощью своей энергичной пастырской деятельности они становятся живыми авторитетами в глазах современной молодежи.

Примечания:

1. Направленность педагогики на нужды ученика является одной из техник улучшения процесса обучения и происходит из социальных перспектив обучения. См. Alexander Α. P., Winne H. P.,  Handbook of Educational Psychology, Νew Jersey 20062. С. 337. Убежденность ученика как результат действий учителя, что решение проблемы способно удовлетворить основные его нужды, способствует созданию благоприятной педагогической среды. См. Cohen J., Educating Minds and Hearts: Social Emotional Learning and the Passage into Adolescense, Νew York 1999. С. 65.

2. π. Θερμός Β., Ποιμαίνοντες μετ’ Επιστήμης, Αθήνα 1996.С. 63.

3. π. Καλλιακμάνης B., Ο Εκκλησιολογικός Χαρακτήρας της Ποιμαντικής, Λεντίω Ζωννύμενοι ΙΙ, Θεσσαλονίκη 2005. С. 60.

 4. Яркий пример – «Ковчег», организация, основанная в 1998 году в Афинах отцом Антонием Папаниколау, для того чтобы оказать помощь брошенным детям, связавшимся с наркотиками, живущим в нищете. 26-летний иерей, узнав о крайне тяжелых условиях существования некоторых детей, выразил желание помочь им, улучшить их ситуацию и сделать «Ковчег» очагом заботы, поддержки и надежды на будущее этих «маргинальных» афинских детей. http://www. kivotostoukosmou.org/kivotos/.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации