Кто такой человек и как он может спастись

28 февраля 2014

У блаженного старца Порфирия было наиправославнейшее видение человека (антропология). Помимо правильной христологии-богословия у него была и истинная православная антропология-сотириология. Как его взгляды на то: а) кто такой человек (до падения, после падения, возрожденный во Христе), б) каковы требования, предъявляемые к его правильному функционированию, так и на то в) в чем состоит его предназначение, – все это согласуется с учением нашей Православной Церкви. Его тончайшие замечания имеют огромное значение для современного, душевно больного «христианина».

Его воззрение на грех выражается характерной фразой: «грех приводит человека в великое душевное смущение». Бог стучит в дверь человеческой души: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем»[1], говорит Господь в Откровении. Христос первым идет навстречу человеку. Если человек отверзет двери своего сердца и примет свет Христов, то исцелится. Премудрый старец говорил: «Грех приводит человека в великое душевное смущение. Смущение ни за что не пройдет. Успокоение приносит лишь свет Христов. Первый шаг делает Христос. “Придите ко мне все труждающиеся…”. А затем мы, люди, принимаем этот свет, имея доброе произволение, которое выражаем своей любовью к Нему, молитвой, таинствами»[2].

Премудрость старца, «сходящую свыше», характеризует одно жизненно важное, и одновременно весьма тонкое замечание из области антропологии, связанное с человеческой волей-свободой. Он говорил, что для того, чтобы сотворить добро, нужно сначала возжелать и полюбить его. Любое добро «свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов» [3]. Но чтобы его усвоить лично, необходимо свободно пожелать и полюбить его: тогда и Бог станет действовать. Потому старец и учил: «Бог сделал так, чтобы человек сам по себе стремился стать хорошим, сам пожелал этого и, чтобы это была как бы его собственная заслуга, в то время как на самом деле это исходит от благодати Божией. Сначала он доходит до того, что хочет этого, любит и желает, а затем приходит божественная благодать, и у него получается»[4].

Не нужно преследовать зло. Мы не преследуем тьму, а обращаемся к Свету, то есть ко Христу. Так, к примеру, он говорил своим духовным чадам, чтобы помочь на их духовном поприще: «А для чего нам преследовать тьму? Мы включим свет, и тьма уйдет сама собой. Позволим обитать во всей душе нашей Христу, и бесы уйдут сами…В душу, где все место занято Христом, диавол войти не может, как не пытайся, потому что он не помещается там, нет для него свободного места»[5].

Сотериология, наука о том, как следует духовно подвизаться ради очищения, просвещения и обожения, которой учит старец, основана на святых отцах и подтверждена опытом жизни наших святых. Он учил, что мы должны презирать диавола и страсти. А душа наша подобна комнате.

Если мы комнату наполним добром, где уж поместиться злу? Когда мы включаем свет, то тьма уходит сама. Поэтому премудрый и рассудительный старец говорил, что дело человека – войти в свет Христов, и совсем не заниматься тьмой, т.е. страстями, диаволом, миром. Христос, Который есть все, делает все для нашего спасения. Наше дело – согласиться с Божественным Действием, с «открытостью» к Богу, сказать «Да», которое должно быть твердым, постоянным, подлинным и полным. Для старца существует лишь один самый лучший способ произносить постоянно и правильно это «Да»: полюбить, влюбиться во Христа. «Наше дело», – говорил старец, «постараться найти, как войти в свет Христов. Не в том оно состоит, чтобы делать то, что положено. Суть в том, чтобы мы были со Христом. Чтобы душа проснулась и полюбила Христа, стала святой. Чтобы предалась божественной любви. Так нас полюбит и Он. Тогда будет радость непреложная. Более всего Христос хочет именно этого – наполнить нас радостью, поскольку Он есть источник радости. Эта радость есть дар Христов»[6].

Но чтобы узнать Христа и просветиться, нужно, чтобы Он сначала нас узнал, согласно слову апостола Павла [7]. Он узнает нас, когда мы смиримся и искренне полюбим. Премудрый и прекрасный знаток Писания старец говорил: «Мы не сможем узнать Христа, если Он не узнает нас. Я не могу точно объяснить это, потому что это тайна…Мы также не сможем полюбить Его, если сам Он нас не полюбит. А Христос нас не полюбит, если мы окажемся недостойными Его любви. Чтобы полюбить нас, Он должен найти в нас нечто особенное… А что это? А это есть смирение. Если нет смирения, то мы не сможем полюбить Христа. Смирение и самозабвение в служении Богу». “Пусть левая твоя рука не знает, что делает правая”. Пусть никто вас не видит, не замечает поступков, совершаемых ради служения Богу. Все это должно быть скрытно, тайно, как у подвижников»[8]. Тогда исцеляется душа. Тогда все меняется.

Чтобы Христос вошел в человека, сердце его должно быть чистым, и должны у него быть любовь и смирение. Так он говорил: «Вот, многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна, а я говорю, что она приятна и легка, но требуется соблюдать два условия: иметь любовь и смирение…Если придет благодать Божия, тогда все и вся изменятся, но, чтобы она пришла, нужно сначала смириться!»[9]. И снова говорил: «…Христос сам придет и будет внимательно смотреть в нашу душу, достаточно Ему найти лишь что-то, что доставит Ему удовольствие, доброе произволение, смирение и любовь…»[10].

Христианская жизнь кажется трудной, потому что мы хотим примирить ее с мирской. Мы не хотим идти дальше того уровня, как говаривал приснопамятный старец Паисий «где вводимся в соблазн». Но если мы хотим, чтобы нам было не очень трудно, тогда нужно преодолеть средний путь христианина и не грешить. Так подвижник старец Порфирий говорил: «Нужно, дитя мое, не следовать среднему пути христианина, потому что он весьма труден. Нужно преодолеть это поприще и подняться высоко. Тогда все будет легким. Когда мы не впадаем в грехи, тогда мы вне среднего пути и тогда мы – настоящие христиане».

Некто спросил его: – Батюшка, а как можно полюбить Христа? – «Наша любовь ко Христу, дитя мое, проявляется таким образом: мы возносим наше внутреннее «я» к Богу и призываем Его. Но видя природу, деревья, цветы, птиц, пчел, море, рыб, звезды, луну, солнце и еще столько других прекрасных Его творений, мы обращаемся умом к Богу, прославляя Его через них, пытаемся понять, как они прекрасны и удивительны, и подвизаемся, чтобы их полюбить. Когда мы полюбим все это, тогда и любовь наша восходит к нашему Создателю, и таким образом мы полюбим Его действительно и истинно. Необходимым условием ближним. А потому нужно посещать больницы, тюрьмы, приюты, дома престарелых и т.д. и только ради этого (ради любви – прим. пер.) нужно посещать. Тогда любовь наша будет искренней»[11].

Смирение и любовь, покаяние и послушание, всему этому, чему учил, он сначала испытал сам и продолжал жить этим до конца. Старец говорил подобно древним отцам, потому что его просвещал тот же самый Святой Дух, что просвещал и их.

Каждый человек, да и все творение, ищет Бога, ищет неба. «Все Им и для Него создано»[12]. Все существа обращаются к Богу. Именно это возвещал уважаемый старец, говоря: «Человек ищет на небе радость и счастье. Ищет вечность вдали от всех и всего, ищет обрести радость в Боге. Бог есть тайна. Это молчание, это бесконечность, это все. Стремление души к небу характерно для всего мира: все ищут чего-то небесного. К Нему обращаются все существа, пусть и бессознательно»[13].

Но и человек есть тайна. Внутри себя он носит, как добро, так и зло, начиная от Адама и до наших дней, как говаривал святой и благодатный старец [14]. «Поэтому, подчеркивал он, мы должны умереть по ветхому человеку и облечься в нового»[15].

Источник: hristospanagia.blogspot.com

 


[1] Откр. 3, 20-21.

[2] Γέροντος Πορφυρίου Καυσοκαλυβίτου, Βίος και Λόγοι, Ιερά Μονή Χρυσοπηγής, 7-е издание, Χανιά 2006, с. 368. Далее: Γέροντος Πορφυρίου Καυσοκαλυβίτου,Βίος και Λόγοι ( Когда нет ссылки на издание, имеется в виду 7-е издание).

[3] Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.

[4] Γέροντος Πορφυρίου Καυσοκαλυβίτου, Βίος και Λόγοι, с. 407-408.

[5] Κ. Γιαννι τσιώ τη: Κοντά στο γέροντα Πορφύριο.

[6] Γέροντος Πορφυρίου Καυσοκαλυβίτου, Βίος και Λόγοι, с. 221-224.

[7] Гал. 4, 9: “ныне же познавши Бога, паче же познаны бывше от Бога”.

[8] Γέροντος Πορφυρίου Καυσοκαλυβίτου, Βίος και Λόγοι, с. 238-239.

[9] Από το βιβλίο του Κ. Γιαννιτσιώτη: Κοντά στο γέροντα Πορφύριο.

[10] Γέροντος Πορφυρίου Καυσοκαλυβίτου, Βίος και Λόγοι, с. 248-250

[11] Αν. Σ. Τζαβάρα, Αναμνήσεις από τον γέροντα Πορφύριο, τον διορατικό και προορατικό πνευματικό μας πατέρα.

[12] Κολ. 1, 16.

[13] Γέροντος Πορφυρίου Καυσοκαλυβίτου, Βίος και Λόγοι, с. 245.

[14] Ук. соч. с. 285.

[15] Ук.соч. Отец Савва

Публикации