Речь на Пасху

29 апреля 2014

Праздничные слова митрополита Дионисия, Козани, 22 апреля 1979 года.

pasxaups

С зажженными лампадами и просветленными лицами мы встречаем в этом году праздник Святого Воскресения – чудо чудес нашей веры и величайшее событие человеческой истории. Ведь Воскресение одновременно является и историческим фактом, и необъяснимым чудом. Когда мы говорим об историческом факте, мы подразумеваем некое событие, подтвержденное людьми, освидетельственное и хранящееся в памяти. Когда мы говорим о чуде, речь идет о событии, выходящим за рамки условий мира: места, времени и восприятия человеческого разума. Это и есть чудо, факт, остающийся для нас иррациональным и невыразимым. Иррациональным, поскольку наш разум не может найти ему объяснения, и невыразимым, поскольку наш язык не способен в полной мере выразить его. Поэтому Воскресение Христа, равно как и все дела Господа, Церковь не подвергает определенной трактовке, но проповедует о нем. А верующий чтит их, не пытаясь найти им объяснения.

Апостолы, ставшие свидетелями Воскресения, пустились в странствия по миру не с тем, чтобы объяснить, как Христос воскрес, но проповедовать о самом факте Его Воскресения. Они свидетельствовали об этом событии, не истолковывая его, и призывали людей веровать этой проповеди Воскресения, которую они запечатлели своей кровью, без сомнения и страха говоря угрожающим им судьям: “Мы не можем не говорить того, что видели и слышали” (Деян. 4:20).

Таким образом, Воскресение подтверждается как исторический факт, но, являя собой чудо, не получает объяснения. Исторический факт Воскресения представляет собой фундамент Церкви и основу ее проповеди. Сама Церковь подтверждает этот факт и свидетельствует о нем, поскольку с исторической точки зрения само существование Церкви невозможно без Воскресения, на котором основана достоверность простой и естественной апостольской проповеди. Святой евангелист Иоанн пишет: “О том, что мы слышали <…> что видели своими очами, что рассматривали и что осязали наши руки <…> возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами” (1 Ин. 1:1-3).

Связь со святыми апостолами, c Церковью как общением верующих и братством не может существовать без веры в исторические события Божественного промысла, самым великим и важным из которых является Воскресение. Ибо вот как просто и понятно говорит апостол Павел: “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15:14). Пуста и бессмысленна апостольская проповедь, пуста и бессмысленна и вера Церкви, если Христос не воскрес.

Таким образом, проповедь апостолов не явилась и не продолжила свое существование в Церкви в качестве “искусно придуманного мифа”, равно как и в качестве некой философской теории и идеологии, однако эта проповедь признает конкретный исторический факт – Воскресение Иисуса Христа. Говоря об этом еще правильней и точнее, и одна личность, и одно событие, Иисус и Его воскресение, являются теми двумя вещами, к которым Павел, придя в Афины, свел свою проповедь. Он подвергся осуждениям и был назван суесловом, принесшим афинянам странное религиозное учение, “потому что благовествовал им Иисуса и воскресение” (Деян. 17:18). Здесь мы должны отметить, что жители Афин не столько усомнились в Воскресении Иисуса Христа, сколько в воскресении мертвых, причиной и венцом которого было воскресение Христа. И действительно, вводит в замешательство тот факт, что наши предки, почитающие человеческое тело в его совершенной и идеальной форме, не смогли разглядеть в апостольской проповеди о воскресении мертвых оправдание и почтение к человеческому телу.

Воскресение Иисуса Христа как событие, обладающее местом и временем, оказало настолько огромное влияние на мировую историю, что без него невозможно объяснить обращение апостолов и появление Церкви, равно как и другие бесспорные изменения, произошедшие в мире. Столкнувшись с этим, упорядоченная человеческая логика и научные исследования, заранее отрицающие чудеса, заходят в тупик и терпят крах.

Воскресение Иисуса Христа как исторический факт имеет свои доказательства, в равной степени ценные так же, как и доказательства любого другого исторического факта: тексты, памятники, его результаты в жизни людей. Сам Иисус Христос “явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами” (Деян. 1:3), в течение сорока дней являясь апостолам, разрешал им к Себе прикасаться, говорил с ними, ел, ходил, учил их, чтобы они живо ощутили Его присутствие и сердца их воспылали. Слышал ли и видел ли кто-нибудь, чтобы умерший человек оказывал такое влияние на живых, наделив огромной мудростью и силой двенадцать неграмотных и робких людей. Как пишет Иоанн Златоуст, “величайшим доказательство воскресения распятого Христа стала явившаяся после Его смерти сила, заставившая живых людей пренебречь родиной, жилищем, друзьями, родственниками и самой жизнью ради Его исповедания, и принять побои, угрозы и смерть, вместо наслаждений земной жизни. Это достижения не мертвеца, пребывающего в могиле, но воскресшего и живого”.

Великое доказательство Воскресения – это обращение рыбаков в апостолов, главным образом Павла, в прошлом бывшего гонителем и разрушителем церквей. Затем, когда Воскресший призвал его, Павел послушался небесного видения и свидетельствовал об Иисусе Христе перед язычниками и царями.

После Пятидесятницы апостолы с великой силой свидетельствовали о Воскресении Господа Иисуса. И как раз на этом этапе Воскресение превосходит границы естественного и перестает быть просто историческим фактом, переходя в сверхъестественную сферу веры. Это чудо чудес. Отныне слово о Воскресении становится не историей, но свидетельством, не памятью, но силой, не знанием, но самой жизнью. Воскресение – это не событие мира, ставшее чудом Божьим, но чудо Божье, снизошедшее в мир и ставшее его событием. Из чертогов Бога Отца Воскресение и жизнь приходят в мир, становятся частью его истории, побеждают смерть и обновляют человека. Воскресение как чудо является теперь не только Божественным деянием, превосходящим лишь человеческую способность к познанию, но духовной действительностью и силой внутри человека, посредством которой люди оказываются пленниками и узниками вечности. Сам воскресший Иисус это подтверждает: “Умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения” (Лк. 20:36). Апостол Павел говорит о Христе и силе Его Воскресения: “Все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа, <…> чтобы познать силу Его воскресения” (Фил. 3:8-10).

Один современный исповедник говорит о силе воскресения внутри человека: “Люди приговорили Христа к смерти, Христос же своим Воскресением приговаривает людей к бессмертию”.

Воскресение Господа нужно воспринимать не только как исторический факт, относящийся к прошлому, но и как чудо, повторяющееся и живущее внутри верующих. Это возрождающая и созидающая сила Церкви, не устаревающая евангельская проповедь, непрестанные гимны Божественного служения. Православная Церковь находится в состоянии постоянного служения и непрестанного воспевания Воскресения Иисуса Христа. Фраза “Господь истинно воскрес” – это свидетельство апостолов, мучеников, преподобных и праведников, оправдание их борьбы и ценность их мученичества, мученичества крови и сознания. Апостолы в вечер субботы подтвердили, что “Господь истинно воскрес”, и мир уверовал в это чудо и убедился во всем случившемся. И через это убеждение и веру возродился. “Христос воскресе!” – возглашает Церковь, а века отвечают ей: “Воистину воскресе Господь!”

Невечерний свет, радость и мир Святого Воскресения да пребудут со всеми вами. Аминь.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации