Святой апостол Матфий

22 августа 2014

Сегодня Церковь празднует и чтит святую память святого апостола Матфия. Первоначально  Матфий был одним из семидесяти апостолов. После Вознесения Иисуса Христа по предложению апостола Петра одиннадцать Апостолов избрали Матфия на место Иуды Искариота, чтобы пополнить число первых апостолов до двенадцати. По церковному преданию, апостол Матфий был с проповедью в Эфиопии, где и принял мученическую смерть. Мы же хотим ограничиться здесь описанием избрания апостола Матфия, как нам повествует об этом св. евангелист Лука  в конце первой главы Деяний святых апостолов.

apostolos_mathaios_584

“И в те дни,  –  говорится в Священном тексте, то есть после Вознесения Иисуса Христа, – Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса” (Деян. 1:15-16). Здесь нам должно заметить, что, начиная повествование, апостол сразу же обращается к Ветхому Завету, чтобы обосновать свои слова. Это означает, что источником Божественного слова изначально является то, что Бог открыл в Священном Писании, а все, о чем проповедовали пророки, исполняется в Новом Завете.

Перед тем, как произнести слова пророка, апостол кратко поведал историю Иуды и рассказал о его жалком конце. “Он (Иуда), – сказал апостол, – был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть земля крови” (Деян. 1:17-19). Евангелист Матфей говорит об  Иуде: “Пошел и удавился” (Мф. 27:5), т.е. пошел и повесился. А предание гласит, что ветка, на которой он повесился, сломалась, так что Иуда упал, а при падении его живот и разорвался.

И вот подходит апостол к месту пророчества об Иуде, а именно к словам из Книги Псалмов  (Пс. 68:26; 108:8). “Да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой” (Деян. 1:20). Особенно печется Апостол о последнем, и поэтому  в заключение говорит: “Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его” (Деян. 1:21-22). Вопрос стоит не только о пополнении числа апостолов до двенадцати, но и о том, что наместник  Иуды будет в миру, наряду с другими, свидетелем Воскресения Иисуса Христа.

Вслед за этим автор Деяний апостолов святой евангелист Лука описывает нам, как происходило избрание Матфия: “И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам” (Деян. 1:23-26). Здесь следует отметить, что избрание святого апостола Матфия “по жребию” не имеет ничего общего с бросанием жребия в азартных играх. Апостолы обращались к Богу.

Что касается выбора апостола Матфия, стоит обратить внимание и на то, что происходит в момент избрания семи диаконов, как мы об этом читаем в шестой главе Деяний. Апостолы предлагают, а  верующие избирают. В Евангелии Иисус Христос рассказывает притчу о добром пастыре, где говорит,  что пастырь, “когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут” (Ин. 10:4). Здесь идет речь об одном бурно обсуждаемом в наши дни вопросе: о месте мирян в церковном управлении. Не последнее место в этом вопросе отводится “боголюбивым”, как говорится в Священном тексте. Те, кто верит и молится вместе с Церковью, те и должны принимать участие в управлении церковными  делами.  Аминь.

Дионисий Л.Псарианос, митрополит Козани (+), Одухотворенные образы, изд. Апостольская Диакония, стр. 427-429

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации