Мытарь, апостол и евангелист

29 ноября 2014

День празднования: 16/29 ноября

Среди двенадцати апостолов, упоминаемых в Новом Завете, присутствует имя Матфей. Сам он так называет себя в списке апостолов, который приводит в своем Евангелии (Мф. 10:3), так же как и в рассказе о своем призвании на апостольское служение. В этом повествовании речь идет о неком человеке, сидящем на месте сбора податей, вследствие чего он и называет себя “Матфей мытарь”. Этот мытарь в Евангелии от Марка именуется “Левием Алфеевым” (Мк. 2:14), а в Евангелии от Луки – просто Левием (Лк. 5:27). Следует отметить, что в списках учеников упоминается и апостол Иаков, сын Алфеев, однако он не был братом апостола Матфея. Если бы это было так, то об этом говорилось бы в Евангелиях, как о других апостолах, которые были братьями, например Андрей и Петр, Иаков и Иоанн.

image

Мытарь Матфей и Левий – одно и то же лицо. Имя Матфей, взятое апостолом после призыва Христа, означает Феодор или Феодорит, то есть дар Божий. Это сокращение имени Матфаний, как Матфий, в свою очередь, является сокращением имени Матфей. Татиан к стиху 10:3 из Евангелия от Матфея добавляет “и Леввей”. Мы не знаем, когда и почему Господь дал ему это имя, под которым он уже был известен в Церкви, когда создавал свое Евангелие. Два других евангелиста, Марк и Лука, из уважения к апостолу и евангелисту Матфею ничего не сообщают о его профессии, поскольку мытари были людьми всеми презираемыми.
Сам он пишет, что Господь “увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея” (Мф. 9:9). Святой Иоанн Златоуст комментирует это так: “Достойно удивления и любомудрие евангелиста Матфея, который не только не скрывает своей прежней жизни, но и называет себя по имени, тогда как другие скрывали свое имя под другим наименованием” (Беседы на евангелие от Матфея, беседа 30). Апостол не отказывается от своей прошлой жизни, признавая свое преображение после призыва Христа. В этом обнаруживается его смирение.
Апостол Матфей жил в Капернауме, городе, находящемся под юрисдикцией Ирода. Сам он как подчиненный находился на службе у некого предпринимателя, который откупался от римлян взиманием налогов с города или даже со всей области. Таким образом, он знал арамейский язык, на котором разговаривали иудеи, а также греческий.
На призыв Господа “следуй за мной”, Матфей тотчас откликнулся и без колебаний оставил все. Это означает, что он знал и чтил Господа. Он принадлежал к тем мытарям, к которым некогда приблизился Господь, из-за чего фарисеи сочли Его “другом мытарей” (Лк. 7:35, 15:1). По всей видимости, Матфей был богат. Такой вывод можно сделать на том основании, что у него был собственный дом. Там он отпраздновал свое призвание и уход со службы, дав прощальный обед, на котором собралось множество людей. Из евангельских повествований становится очевидным, что он не был знаком с Иоанном Предтечей и не принадлежал к кругу его учеников, как другие апостолы.
После призыва он остается незаметным среди других учеников, как в течение жизни Христа, так и после Его Воскресения. В Новом Завете его имя нигде не упоминается. Эта незаметность в очередной раз подтверждает его смиренномудрие. Климент Александрийский сообщает нам о его строгой аскетической жизни: “Матфей апостол ел семена, плоды, овощи, но не вкушал мяса”. Таким образом, он принимал в пищу лишь фрукты и овощи, воздерживаясь от мяса.
После Воскресения Господа Матфей, как сообщают Климент, Евсевий и Ириней, проповедует Христа евреям на протяжении восьми лет. Здесь он в период между 60 и 66 гг. пишет свое Евангелие на арамейском языке, которое впоследствии им самим или же другим апостолом было переведено на греческий. В нем содержатся рассказы о событиях жизни Господа и Его огласительные поучения. “Евангелие от Матфея было написано для иудеев”, – сообщает первым Ириней, имея в виду евреев, ставших христианами, или, как пишет Ориген, “уверовавших из иудаизма”.
Целью создания Евангелия апостолом Матфеем было рассказать о том, что Христос происходил “от семени Давидова”. Именно поэтому повествование начинается с рассказа о Рождестве. Иоанн Златоуст говорит: “Матфей, писавший для евреев, не старался показать ничего более, как происхождение Иисуса от Авраама и Давида, поскольку для иудея не могло быть ничего приятнее, как сказать ему, что Христос есть потомок Авраама и Давида” (Беседа 1). Поэтому он выбирает важнейшие события жизни Господа и Его речи, располагая их таким образом, чтобы они подтверждали тезис о том, что Иисус Христос есть Мессия, предсказанный иудеям. Делая вставки из ветхозаветных пророчеств, Матфей показывает, что все они были исполнены в лице Христа.
Свидетельства о последующей деятельности апостола Матфея не могут считаться исторически достоверными. Руфин, Григорий Великий и церковный историк Сократ сообщают, что он отправился в Эфиопию. Павлин Ноланский пишет, что апостол привел ко Христу язычников парфян, и, как рассказывает святой Никодим Святогорец, “впоследствии был сожжен язычниками” в Иераполе Сирийском. Это подтверждает и дистих из синаксария: “Спасешь, Иисус, и мытарей, слава Тебе”, – так возопил Матфей посреди огня.
Молитвами апостола Твоего, Боже, помилуй нас. Аминь.

А. Христодулос, богослов

Публикации