Святой Герасим Палладас: свидетельства современников

24 декабря 2014

Сегодня “Пемптусия” публикует вторую и последнюю часть доклада Елени Хатзоглу, доктора филологии, прочитанного на юбилейном мероприятии, организованном Великим Ватопедским монастырем 13 ноября 2014 года в гостинице Caravel по случаю 300-летней годовщины со дня смерти святого Герасима Палладаса (1714-2014).

Agios-Gerasimos-Patriarhis-Alexandreias-o-Palladas-631b

Сын Александра Маврокордатоса Николай, правитель дунайских княжеств Влахии и Молдавии, питал глубокое уважение к Герасиму. В письмах, которыми они обменивались, Николай называет его человеком, “достойным почтения и удивления”, восторгается его душой, украшенной множеством добродетелей: кротостью, снисходительностью и человеколюбием.

В последнем письме, которое получил святой, находясь в Святом Ватопедском монастыре на Афоне, в январе 1714 года, его автор, Николай Маврокордатос, в двух риторических вопросах заключает все качества, характеризующие духовную сущность иерарха. Он пишет: “Какое более великое благодеяние мы можем найти, как не молитвы и благословения, источаемые душой иерарха, освещающего тысячами добродетелей всех православных, но не по общечеловеческому закону, а будучи чудесным образом увенчанным? Кто еще, как сей иерарх, обладая истерзанным, но живым телом и пламенным духом, так умиротворяет и умилостивляет Божественное, разгневанное нашими преступлениями?” Это письмо говорит нам о “святом”, иными словами, богоносном, пусть и измученном, теле престарелого патриарха, а также и о его духовном созерцании и сиянии незадолго до кончины. Маврокордатос выказывает убежденность в том, что иерарх предстанет “перед блистающим престолом Божьим вместе с сонмом святых душ” [10].

Весьма образованный человек, Димитрий Прокопиу-Памберис (в монашестве – Прокопий) был ученым врачом, служившим секретарем в семье Александра Маврокордатоса и впоследствии его сыновей. В самом главном своем произведении “Краткий перечень ученых греков прошлого столетия” он приводит краткие сведения о выдающихся личностях своей эпохи, среди которых присутствует и Герасим Палладас. Я процитирую здесь эту заметку: “Он был человеком поистине мудрейшим и святейшим. Богословом, философом и знатоком глубин Священного Писания. В наши дни он явился (и здесь слова мои да будут далеки от лести, ибо говорить я буду в удовольствие) ярчайшей звездой Восточной Церкви, боголюбиво руководя и обучая в благочестии и благости нрава не только свою паству, но и всю Христову полноту Восточной Церкви. Прибегая к обширным личным знаниям, черпаемых из бездонных источников его мудрости, он создал множество сочинений, в частности, трактования и исследования Священного Писания, послания к Евреям и многие другие, которые ныне хранятся, как драгоценные сокровища, и, если будет на то воля Божья, предстанут и в печатном виде” [11].

Однако, как большинство святых, патриарха Герасима окружало множество клеветы и несправедливого осуждения. Протосинкелл патриархии и впоследствии его преемник Самуил Капасулис распространял о Герасиме грязные слухи, что он якобы вносит некоторые нововведения в служение Святой Евхаристии, поскольку во время чтения молитвы святого возношения тихим голосом произносил слова Господни, а громким голосом призывал Святого Духа. Целью же Герасима было сделать акцент на точном времени превращения Святых Даров и дать отпор распространенной в те годы римо-католической пропаганде [12]. Однако из-за того, что Капасулис исказил факты, святой получил выговор со стороны тогдашнего Вселенского Патриарха Гавриила III, которых в двух своих письмах 1702 года строго попросил Герасима отказаться от подобных “нововведений”.

Когда патриарх Герасим во второй раз отправился во Влахию между 1707 и 1709 годом, он взял с собой объемные тома своих поучений, чтобы отдать их в печать в княжеской типографии Бухареста. Тексты были проверены ответственным типографии, Марком Порфиропулосом из Кипра, и отклонены по причине того, что содержали догматические неточности, свойственные католической догматике. Патриарх, огорченный отказом, рассудил, что если эта критика оправдана, значит, все хорошо. Но если же нет, то придет Божий суд. С тех пор, различные проблемы со здоровьем, от которых страдал Порфиропулос, считались патриаршим проклятием [3].

Самуил Капасулис продолжил свою резкую критику в адрес Герасима, что отразилось в его переписке [14] с Иерусалимским Патриархом Хрисанфом Нотарасом, как до, так и после того, как он сменил Герасима на патриаршем престоле. В частности, он высказывался отрицательно, и даже осуждающе, относительно некоторых решений святого. Например, Самуил не поверил патриарху Герасиму, когда тот позвал его из Константинополя в Египет, чтобы он сменил его. Самуил посчитал, что Герасим “испортил себе жизнь”, доверяя своему старцу, и заключил, что это приглашение являлось проверкой, а его уход – вопросом времени. Когда святой ненадолго отложил свое переселение на Афон, дабы Самуил утвердился на патриаршем престоле, тот осудил его за двуличие и непостоянство. Когда Герасим отказался одалживать Самуилу деньги, он счел его скупым, а также плохим распорядителем финансов и даже расточителем. Кроме того, в этих письмах Палладас порицается за суеверие и надменность. Но все это Самуил говорил, не зная, что Герасим благодетельствовал ему.

Известно, что земная жизнь многих святых, как правило, наполнена осуждением и искушениями, подобными вышеупомянутым. Они случаются во все времена, так испытываются терпение и смирение подвижников, так они подвигаются к крестному пути. Эти личности и их жизненный путь, порой оставаясь недооцененным и незаметным, в конце концов, признается справедливым Богом, как был признан и прославлен святой Герасим Палладас.

Примечания.

[10] Ф. Ливадас. С. 106.

[11] Димитрий Прокопиос Памперис. Краткий перечень ученых греков прошлого столетия // К. Сафас Средневековая библиотека. Т. 3. Венеция, 1782.

[12] Елени С. Хатзоглу-Балта. Эпистолярный трактат Герасима Палладаса о точном моменте освящения Честных Даров. К юбилею Сообщества византийских штудий. 2004-2006. С. 251-322.

[13] Кесарь Дапонте. Исторический каталог ученых ромеев (1700-1784) // К. Сафас. Средневековая библиотека. Т. 3. Венеция, 1872. С. 192.

[14] Хризостом Пападопулос. Самуил Капасулис, папа и патриарх Александрийский (1661-1723). Александрия, 1912.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации