Святой Стилиан, покровитель детей (Часть 1)

9 декабря 2014

Святой Стилиан родился в Пафлагонии в Малой Азии между 400 и 500 гг. н.э.. Он был благословенным уже с той поры, когда находился в материнской утробе. По мере взросления и благодатью Божьей он становился вместилищем Святого Духа.

Даже в детском возрасте в нем время от времени проявлялись признаки святой жизни. Будучи ребенком, а затем и подростком, он не позволял дурным желаниям осквернять его дух и душу. Он был чистым, непорочным и не давал земным страстям завладеть собою. Он не позволял богатству и сребролюбию возобладать над чистой душой и подчинить ее тлению и смерти.

stylianoscrop1ok2

Силою Божественной благодати Стилиан сражался с приманками тленной временной жизни. Рассуждая с истинной мудростью Божьей, он видел, каким приходящим и пустым является этот материальный мир. Святой решил следовать стремлениям своей души, звавшей его на прекрасные нравственные подвиги, аскезу и добродетель, на сложный и труднопроходимый путь к вечной жизни и вечному счастью.

Его чистое верующее сердце подчинилось зову души. Первое, что он сделал, – это продал свое имущество и раздал церковным беднякам. И когда от отцовского наследства ничего не осталось, он сказал с облегчением и радостью: «Я сбросил тяжелый якорь, связывавший меня желаниями тленного тела. Я освободился от тления и погибели. Теперь передо мной открывается ясный путь истинной жизни». Расставшись со всем тленным, святой со счастливым сердцем, был готов продолжить свою честную и святую жизнь.

Оставив единственным имуществом лишь одежду, святой начинает тяжелую аскетическую жизнь, согласно с учением Иисуса Христа. Когда блаженный Стилиан обратил свои земные сокровища в небесные, он отправился в монастырь, чтобы принять постриг. С тех пор никакая земная мысль, никакое материальное благо не могли отдалить его от веры и молитвы.

Ни о чем он более не заботился и ни к чему не стремился, кроме того, что было угодно святой воле Божьей. Он боролся за то, чтобы угодить Господу, усовершенствовать свою душу и удостоиться Царствия Небесного. Никакое личное желание, идущее вразрез с Божественной волей, не находило места в его жизни. Его аскетическая жизнь не поддается описанию. Он блистает святостью, сияет смиренномудрием, поражает своей чистотой. Его пост – строжайший, а молитва воплощает истинное общение с Богом. Его бдение поразительно.

Как монах святой Стилиан стремился достигнуть трех целей: нестяжательства, чистоты и послушания. И ему это удалось самым наилучшим образом. Мы уже убедились в его нестяжательстве: из своего имущества он не оставил себе ничего излишнего. Никогда в своей жизни он не заботился о приобретении, живя в бедности.

Чистоту и нравственность он также ставил очень высоко. Он сохранял свою душу чистой «от всякой скверны плоти и духа». Он сопротивлялся нападкам лукавого, чтобы грех никогда его не коснулся. Святой всегда помнил слова Господа: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Счастливы те, кому удается сохранить свое сердце нетронутым скверной безнравственности, поскольку они удостоятся увидеть Бога в Царствии Небесном. Святой являл образец истинного послушания своему старцу и другим монахам. Он всячески стремился отсечь собственную волю, основанную на эгоизме. Человеку очень непросто пренебречь собственными желаниями. Это известно всякому, кто ведет духовную борьбу. В монастыре святой Стилиан сражался с тремя врагами: плотью, миром и дьяволом. Чтобы одолеть каждого из этих врагов, необходима многолетняя борьба, тяжелая и неустанная. Именно в этом кроется истинный героизм.

Так святой Стилиан становится ярким светочем аскетической жизни, образцом для подражания, как для молодых, так и для старых. Все вокруг восхищаются им и ставят его в пример. Однако вся строгость его аскетической жизни является для святого недостаточной. Он желает еще более приблизиться к совершенству. Отныне ему необходимо полное уединение и строжайшая аскеза – отшельничество. Стилиан покидает свой монастырь, братию, удаляется в далекую необитаемую пустыню и поселяется в пещере.

Новой стадией его аскетической жизни становится небесное совершенствование. Дни и ночи святой проводит в рассуждениях, размышлениях и молитвах к Триипостасному Богу. От всей души он воспевает величие Божье, славит Святую Троицу, живя в единении с Богом. Ничто не нарушает его святой безмятежности. Единственное, что находится рядом со Стилианом, – это явления Творца. Он изучает творение Божье, и вера его еще более укрепляется.

Отшельник Стилиан, находясь в тишине пустыни, имел возможность наблюдать и размышлять над Божественным творением. Он видит Творца во всем, поскольку полагает, что такой огромный и прекрасный, продуманный и гармоничный мир не может возникнуть сам по себе. Святой видит Бога в бесчисленных небесных звездах, кружащихся в необозримом космическом пространстве с огромной скоростью и точностью. Созерцая все это, святой Стилиан восклицает, вторя Давиду: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Затем святой переходил к славословию, говоря: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро: земля полна произведений Твоих».

Архимандрит Харалампос Василопулос (+).

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации