Святая Макрина

1 августа 2015

День памяти 19 июля/1 августа

Светская история, равно и как и история Церкви, донесли до нас имена не только великих мужей, но и жен. В этом находят отражение слова апостола Павла: “Нет мужеского пола, ни женского” (Гал. 3:28), то есть перед лицом Христа нет ни мужчин, ни женщин. Они имеют равную ценность, являются в равной степени великими и достойными восхищения, мужчины в своих делах, а женщины – в своих. Ведь, несомненно, деятельность, для которой созданы мужчины и женщины, различна. Противоестественно и неприемлемо, если границы между полами стираются, и мужчины берут на себя женские обязанности, а женщины – мужские.

image

Одной из женщин, имя и деяния которой с почтением хранит церковная история, стала и преподобная Макрина, чью святую память мы сегодня празднуем. Преподобная Макрина была сестрой святого Василия Великого, первой из девяти детей в их семье, подарившей Церкви трех епископов. Ее родиной была Каппадокия, епархия с великой и богатой Церковной традицией, земля множества святых и великих иерархов. Семья святой Макрины была одной из самых выдающихся в Каппадокии. Предками их были святые мученики периода гонений на христиан, а учителем – святой Григорий Чудотворец.

Святой Григорий, епископ Нисский, брат преподобной Макрины, написал ее житие, в то время как другой ее брат, святой Василий Великий, дает нам множество точных сведений об этой святой Божьей. Начиная жизнеописание своей сестры, святой Григорий пишет: “Рассказ же наш основан не на пересказе чужих слов, но на том, что преподал нам собственный опыт, в что в точности воспроизвело слово, не прибегая ни к каким посторонним свидетельствам”.

Итак, Макрина, первый ребенок в семье, была воспитана родителями с великим усердием. “Не оставались для нее неизвестными и творения Псалмопевца”, то есть помимо всего прочего, девушка знала всю псалтырь.

Отец уже в раннем возрасте обручил Макрину с неким благим юношей, однако он скончался до наступления времени брака. Но Макрина, словно свадьба состоялась, осталась верна воле отца, и посвятила себя помощи матери в воспитании сестер. Все сестры чтили ее, как вторую мать, и именно она убедила Василия Великого оставить адвокатское дело и посвятить себя монашеству. После смерти отца Макрина взяла на себя воспитание и обучение брата Петра, будущего епископа Севастийского, получившего “наилучшее воспитание”.

Однако преподобная Макрина стала не только учителем жизни и второй матерью для своей семьи, но и великой преподобной монахиней. Когда сестры ее выросли и пошли своим путем, Макрина удалилась в семейное имение в Понте и основала здесь образцовый и значительный женский киновиальный монастырь. Святой Григорий Нисский пишет, что в этом училище добродетели, где вокруг Макрины собралось множество дев, она, родившись через духовные муки, через всяческое усердие шла к совершенству, в человеческом теле подражая ангельскому житию. Святы те женщины, посвятившие свое земное существование стяжанию жизни вечной.

Преподобная Макрина скончалась в 380 году, через год после смерти своего брата Василия Великого. Святой Григорий находился рядом с ней в час ее смерти и закрыл ей глаза. Он характерно описывает последние минуты ее жизни. Он донес до нас и предсмертную молитву святой, молитву, полную веры и надежды: “Ты, Господи, освободил нас от страха смерти, ты жизни вечной начало соделал нам конец здешней жизни”. Преподобная Макрина, предвкушая воскресение, перешла “от смерти к жизни”. Помолившись тихим голосом, она “положила печать крестного знамения на очи, на уста и на сердце”. Аминь.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации