Первозванный ученик Христа, апостол Андрей

13 декабря 2015

Апостол Андрей был одним из двенадцати учеников Господа. Он происходил из Вифсаиды, города, находящегося на западном берегу Тивериадского озера. Он трудился на семейном предприятии своего отца Ионы, работающем на этом богатом рыбой озере. Евангелия сообщают нам, что Андрей принадлежал к обеспеченной семье и не испытывал денежных трудностей.

“Семья Симона Петра и Андрея проживала в столице Галилеи Капернауме, и, как показали археологические раскопки, дом их был богатым и величественным. Соответственно, экономический и социальный уровень этой семьи был очень высоким, особенно по меркам того времени” (Г. Пиатрону “Проповедь и богословие” Т. 1 С. 175).

apostolos_andreas_513

Многие думают, что ученики Христа были бедными и безграмотными рыбаками. Однако занятие рыбной ловлей вовсе не лишало их возможности получить образование, что в те годы не было профессией. Человек мог заниматься ручным трудом и одновременно быть образованным. Тот факт, что апостолы были рыбаками, не означает, будто они были неграмотными. Апостол Павел также имел хорошее образование, хотя трудился палаточным мастером.

Андрей и его брат Петр были учениками Иоанна Предтечи и следовали его учению. Иоанн показал им Господа, говоря: “Се Агнец Божий”. Они были так поражены, что последовали за Иисусом, но не для того, чтобы стать Его учениками, а с целью побеседовать с Ним и лично узнать, Кто же этот Человек, Которого их учитель ставит выше себя. Они говорили наедине в неком доме, где жил Господь. Содержание их беседы до нас не дошло. Сказано лишь: “Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра” (Ин. 1:40). На следующий день Андрей отправляет к Господу и своего брата Петра. Эти события не связаны с их призванием на апостольское служение, а были лишь первым знакомством. Как мы узнаем из Евангелий, Господь начал проповедовать после ареста и заключения Иоанна Предтечи.

Окончательное призвание Андрея и Петра происходит на берегу Тивериадского озера со словами: “Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним” (Мф. 4:19-20). Андрея Христос призвал первым, почему он и называется “первозванным”. В Новом Завете апостол Андрей присутствует при исцелении тещи Петра, чуде насыщения пяти тысяч человек, встрече Господа с эллинами. Вместе с Филиппом они рассказали Христу о том, что новообращенные эллины желают Его видеть. Евангелист Марк показывает нам апостола Андрея и трех других учеников, спрашивающих Христа о том, когда исполнится пророчество о разрушении Иерусалима.

В списках двенадцати апостолов Андрей всегда упомянут вместе со своим братом Петром. В последний раз имя Андрея упоминается в Деяниях Апостолов после Вознесения Господа, когда он находился вместе с другими учениками в иерусалимской горнице. Сведения о деятельности апостола Андрея мы находим в апокрифических Евангелиях, Деяниях и мартирологии, литературно рассказывающих об этом.

Эти сведения использовали церковные писатели. Они сообщают, что апостол проповедовал в Скифии (Алании, Зихии и Таврике). Русские связывают распространение христианства на своей земле с именем Андрея Первозванного. Церковные писатели IV века пишут о деятельности апостола в Эпире и его мученической кончине в Ахайе.

Апостол Андрей считается основателем Константинопольской Церкви, впоследствии Великой Церкви Христовой. Также признается, что он рукоположил первого епископа – Стахия, одного из семидесяти апостолов Христа.

Во Вселенском Патриархате святая память славного апостола Андрея особенным образом отмечается патриаршей и синодальной Божественной литургией, начиная с 1759 года. Тогдашний патриарх Серафим II (1757-1760) своим посланием (8/11/1759) утвердил пышное празднование “псалмами, гимнами и песнями духовными и яркими иллюминациями” этого престольного праздника Вселенской Патриархии.

Апостол Андрей считается покровителем города Патры, за свою деятельность он принял здесь и мученическую кончину. Он привел к Христу Максимиллу, жену римского проконсула Эгеата, которая погребла его мощи вместе со Стратоклием, которого апостол Андрей рукоположил в епископы Старых Патр. Спустя много лет, в 357 году, его честные мощи, вероятно не полностью, были перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов. Император Василий I Македонянин возвратил в Патры честную главу апостола, где она находилась до 1460 года. После захвата Пелопоннеса турками Фома Палеолог перенес честную главу в Италию и подарил ее папе Пию II, поместившему ее в храм святого Андрея, построенный в Риме. В 1964 году честная глава апостола Андрея была возвращена в Патры и ныне пребывает в великолепном храме, воздвигнутом в честь покровителя города.

На Святой Горе память апостола Андрея торжественно празднуется в ските Святого Андрея (Серай), расположенном близ скита Кариес и принадлежащем Святому Ватопедскому монастырю.

Апостол Андрей очень любим на Кипре. Находящийся на оккупированном Кипре его монастырь (на полуострове Карпас) тесно связан с историей и традициями острова. Святой находился в местности, где расположен монастырь, около I века н.э. и сотворил в скале святой источник, вода которого исцелила слепого ребенка некого капитана. В знак благодарности он воздвиг храм в честь апостола Андрея. Современный монастырь становится известным с 1855 года, когда отец Иоанн Никола Диаку из Ризокарпасо, считающийся ктитором монастыря, строит здесь новый храм, освященный 15 августа 1867 года архиепископом Софронием.

Традиция использования креста х-образной формы зародилась на Западе в XII-XIII вв., но упоминается и в стихах синаксаря: “Андрей претерпел распятие вниз головой и явил себя истинным подражателем Господа”. По причине перенесения мощей апостола на Сицилию с XI века он стал покровителем острова, а знак его креста считается национальной эмблемой.

Все мартирологии указывают как день смерти апостола Андрея 30 ноября. Год его кончины остался неизвестным. Предполагается, что он пострадал в последние годы царствованиям Нерона, после смерти апостолов Петра и Павла.

Молитвами апостола Твоего, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.

Александрос Христодулу, богослов

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации