Христос на Голгофе (Часть 2)

29 апреля 2016

…Продолжение, См. Часть 1.

Третьим злодеем стал Иуда, называющийся апостолом, но на деле оказывающийся подлым предателем. Сатана участвовал в несправедливом убиении Христа из-за своей ненависти к Богу и человеку. Первосвященники и властители пошли на это из-за зависти и страха. Иуда связывается с сатаной и правителями израильского народа по своей алчности. Преступление Иуды состоит в том, что он предал своего Учителя и Благодетеля за тридцать сребренников. Впоследствии он сам признал свою ошибку и сказал об этом пресвитерам, подкупившим его ради предательства: “Согрешил я, предав кровь невинную… И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился” (Мф. 27:4-5). Жалкая смерть свидетельствует о его трагической ошибке. Как сказано об этом в Деяниях Апостолов: “…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его” (Деян. 1:18).

megpar2

Четвертый злодей – Пилат, представитель Кесаря в Иерусалиме, который олицетворяет в осуждении Сына Божия языческий мир. Пилат презирает иудеев, а иудеи презирают его. Сначала он не хотел вмешиваться в суд над Христом: “Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его” (Ин. 18:31), – сказал он обвинителям Христа. Затем он выступает в защиту Иисуса и после допроса говорит иудеям: “Я никакой вины не нахожу в Нем” (Ин. 18:38). Но, в конце концов, он уступает их угрозам, решая “быть по прошению их” (Лк. 23:24) и отдает приказ стегать Иисуса, а затем распять Его.

Преступление Пилата состоит в том, что он, имея возможность защитить Праведника, не сделал этого. Он сам говорит Господу: “Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?” (Ин. 19:10). Этим своим заявлением Пилат берет на себя вечную ответственность за смерть Христа. Что же заставляет Пилата совершить это преступление и встать в ряд злодеев? Это его ограниченность и страх. Страх встать на защиту праведника, страх потерять свое положение и благосклонность Кесаря.

Пятый злодей – Варавва. В то время он находился в темнице “за произведенное им в городе возмущение и убийство” (Лк. 23:19). Он находился под следствием, согласно иудейским и римским законам, и ждал смертного приговора. Лично он не совершил никакого греха против Христа. Согрешают иудеи, которые ставят его выше Иисуса и отдают предпочтение ему. Пилат хотел использовать Варавву, чтобы избавить Христа от смертного приговора. Иудеи же использовали Христа, чтобы спасти Варавву. Пилат поставил иудеев перед выбором между Христом и Вараввой, фактически между Богом и преступником. Но подобное притягивается к подобному. Так, злодеи избрали злодея.

Оба последних злодея (шестой и седьмой) были распяты вместе с Христом на Голгофе, первый – слева, другой – справа. Пророк Исаия предрекал это: “И к злодеям причтен” (Лк. 22:37). Один из них, даже находясь в преддверье смерти, хулит Иисуса, в то время как другой молится.

Здесь перед нами предстают два человека с похожей судьбой: оба они пригвождены к кресту, оба готовятся покинуть этот мир и больше ничего не ждут от него. Но есть одно существенное различие. Это ответ на вопрос всем тем, кто утверждает, что если поставить людей в одинаковые материальные условия, дать им одинаковый почет и имущество, все они будут обладать одним духом. Один из разбойников, который через некоторое время испустит последний вздох, насмехается над Сыном Божьим: “Если Ты Христос, спаси Себя и нас” (Лк. 23:39). В то время как другой просит Иисуса: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое” (Лк. 23:42). Боль распятия одного убивает и телесно, и духовно. Другого же – только телесно, ибо душа его спасается. Крест Христов для одного стал соблазном, для другого – спасением.

Таковы семь злодеев, окружающих Христа. Господи, помоги нам видеть свою собственную жизнь, прежде чем осуждать злодеев, распявших Бога любви на Кресте! Зададимся вопросом: а не входим ли мы в их число? Будем же подобны седьмому злодею, который, перенеся крестные страдания, покаялся, найдя спасение от своих грехов.

Святой Николай Велимирович, “Время покаяния”, стр. 243-254.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации