Воскресение мертвых (Часть 2)

5 мая 2016

…Продолжение, См. Часть 1.

В книге Бытия отчетливо видно, что после грехопадения человек не только отдаляется от Бога, но разрушает свои отношения с ближним. Сначала Адам называет Еву «плоть от плоти моей», затем – «она». Ева также называет змея «он». Правильные взаимоотношения утрачиваются, кардинально меняются. Однако Бог не желает увековечивать эту ситуацию, вводя временную меру – смерть. Он в определенный момент останавливает человека, чтобы падение не зашло слишком далеко, давая человеку возможность снова приблизиться к жизни и общению с Богом.

eisagogi_ceb1cebdceaccf83cf84ceb1cf83ceb7-10

Христос принял плоть не с тем, чтобы решить проблему Божьей справедливости, но чтобы показать вечную любовь Бога к человеку, победить смерть и тем самым устранить препятствия, мешающие человеку общаться с Богом и с ближним. Бог воплощается, чтобы сокрушить смерть и воскреснуть. Это цель Его вочеловечения. Это возрождение человека в его человеческой сущности, человеческой ипостаси, это Божье подтверждение того, что человек создан для вечности. До Христа даже при желании невозможно было приблизиться к жизни, к Богу. Мешала смерть, служение смерти, греху и дьяволу. С приходом Христа у человека появилась эта возможность, так как изменилась сама природа человека, что показывает Воскресение Христа.

Рассмотрим Евангельские отрывки, посвященные Воскресению. Момент Воскресения не описывается ни в одном из Евангелий, нет этого момента и в Новом Завете в целом. Позднее, в некоторых апокрифах, мы встречаем описания этого события, как его представляли себе люди. В результате появилась известная икона Христа, где Он изображен выходящим из гроба со знамением в руках в окружении павших стражников, которые охраняли гроб. Создается некая идиллическая картина в духе Возрождения. Однако это является фантазией западных живописцев. В православной традиции существует икона Сошествия во ад. Христос изображен стоящим на двух крестообразно сложенных досках, под которыми видна сокрушенная смерть, седовласый старец, разбросанные ключи. Христос вытягивает Адама и Еву из недр смерти. Так изображено сошествие Христа во ад. Но опять же, это только наше представление об этом событии, так как мы не знаем, как свершилось Воскресение Христа. Наверняка нам известны лишь две вещи. Первое – гроб оказался пустым. Об этом нам сообщают все Евангелия без исключения. Первыми это обнаружили жены-мироносицы, затем Петр, Иоанн и другие ученики. Это первый известный нам факт. Второе свидетельство, объясняющее предыдущий факт – явления Воскресшего Христа. Относительно опустевшего гроба существуют различные объяснения. Евангелист Матфей приводит домыслы иудеев: «ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». На что Иоанн Златоуст делает справедливое замечание: «Если они спали, как могли видеть, что тело было украдено?». Однако помимо клеветы иудеев существуют и вполне правдоподобные предположения. Один лишь факт не может подлежать никаким сомнениям: явления Воскресшего Христа. Он Сам показался живым. И в этом вопросе древняя Церковь осталась непоколебимой и твердой. Это наша вера, вера Апостолов и Святых Отцов – подлинность Воскресения. Что подтверждает эту подлинность? И здесь мы имеем два доказательства: опустевший гроб и результат Воскресения – живой Христос. Ведь Его видели своими собственными глазами множество людей.

Есть целый перечень явлений Воскресшего Христа. Он находится в 15-й главе Первого послания Коринфянам. Речь идет о тексте, который был найден Апостолом Павлом в церкви и не был написан им лично. Он играет роль «Символа веры». Самый поздний датируется началом пятого десятилетия. Текст был сформирован через несколько лет после Воскресения, сохраняя ранние о нем свидетельства, имел литургическое употребление. Апостол призывает поверить в то, что приняли, «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял». Значит, Апостол передает нам то, что он сам обнаружил и принял как традицию Церкви, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был…». Речь идет о событии, которое произошло не случайно, а было предварено различными обетами и пророчествами, имеющимися в Священном Писании – Ветхом Завете, и сопровождалось очевидными и неоспоримыми свидетельствами: умер, был погребен и «воздвигнут в третий день по Писанию». Пророчества об этом «воздвижении» мы находим в Ветхом Завете. Но о воздвижении «в третий день» мы не обнаруживаем в Ветхом Завете никаких упоминаний, хотя поиски соответствующего отрывка ведутся с давних времен. Лишь в 6-й главе книги Осии говориться о том, что немощный народ Израиля будет воздвигнут на третий день (Ос. 6:2). Таким образом, об этом не существует прямых ветхозаветных свидетельств. Но Христос, на самом деле, воскрес на третий день. Трудность нахождения отрывка, описывающее это событие, в Ветхом Завете подтверждает его историчность и подлинность. Ведь если бы об этом было сказано в Ветхом Завете, в историчности можно было усомниться.

Итак, чтобы подтвердить, что Христос умер, Павел говорит о Его погребении – разве может быть здесь большее доказательство? Чтобы доказать, что Христос воскрес, Апостол говорит следующее: «Он явился Кифе, потом – Двенадцати; затем – свыше чем пятистам братьям одновременно…». «Кифа» на арамейском означает «Петр». Об этом факте мы не находим иных упоминаний в Новом Завете. После этого Христос явился группе людей, по численности превышающей пятьсот человек. Он явился им единожды, хотя кто-то может подумать, что это случилось не один раз, «…из них большая часть доныне живы, другие почили». Воскресение Христа произошло 20 лет назад. Апостол, а значит и Церковь, говорит: «Из этих пятисот некоторые почили». Это своеобразный призыв к читателю: «Если не веришь, спроси у тех, кто доныне живы». В этом есть определенная уверенность. Не будем забывать, что христианство родилось в Израиле и евреи никогда ничему не верили, если не имели по крайней мере двух свидетелей. В отличие от них, мы более легковерны. Женщинам они не особенно доверяли. Соответственно, в этом списке явлений не упомянута ни одна женщина. Апостол обходит молчанием явление Христа Марии Магдалине и Саломии. «…А после всех явился и мне, словно недоноску», – завершает повествование Павел.

На этих явлениях основывается твердое убеждение Церкви в Воскресении Христа. Это, скорее, не убеждение, а факт. Факт, что Христос жив. Однако из явлений мы не можем делать выводы о том, в каком виде Он существовал. Марии Магдалине Он явился в виде садовника, двум братьям, направлявшимся в Эммаус – «в ином образе».

Однако этим наши подтверждения Воскресения Христа должны ограничиться, чтобы наши рассуждения не уподобились идолопоклонству, чтобы наша уверенность не сводилась лишь к зрительным образам. Подлинность присутствия Христа неоспорима. Его образ, Его сущность находятся за пределами нашего знания, ведь мы живем в ином мире. Мы подобны эмбриону в материнской утробе, который ни имеет ни малейшего представления о мире, в который он родится.

Вопрос: Могли бы вы подробнее рассказать о последнем явлении Христа апостолу Павлу?

Ответ: Разумеется. Прочтем этот отрывок: «После всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Апостол Павел не видит в своей жизни никаких оснований войти в Церковь и увидеть Воскресение Христа. Быть гонителем христианства, преследовать последователей этой веры и после всего удостоиться того, чего удостоился Апостол Павел – это все равно, что выкидыш неожиданно обретает жизнь. «После всех Он явился мне, хотя никто этого не ожидал». Он увидел Воскресшего Христа и стал Его Апостолом. Павлу необходимо было отстоять свое звание Апостола, ведь только это давало ему возможность пострадать и принять мученичество как Апостолу.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации