Икона Воскресения

5 мая 2016

В этой статье мы постараемся отметить важнейшие особенности православной иконы, именуемой «Сошествие во ад».

Прежде всего, следует сказать о том, что в данном аспекте православная иконопись кардинально отличается от западной, в которой принято изображать Христа, торжественно выходящим из гроба со знаменем в руках. Вокруг него представлены восторженные, павшие ниц стражники.

fj

Западная икона показывает сцену, у которой не было свидетелей. Момент Воскресения остается тайной. Православная точка зрения совершенно отличается от западной. Православная икона представляет результаты события Воскресения для человека и для мира в целом.

eisadka8

Христос изображен в центре в мандорле и светлых одеждах, держа за руки Адама и Еву и поднимая их из чертога смерти, к которому их привел неверный выбор, сделанный в раю. Это энергичное движение Христа заставляет нас вспомнить центральную идею этого сюжета: «И с Собою Адама воздвигша» – спасение человека. Характерно то, что оба они выходят из гроба.

Христос стоит на двух деревянных досках, образующих крест. Это врата (двери) ада, которые Христос разрушил силой благодати своего Креста. С Его смертью они затворились, но не оказались достаточно прочными, чтобы сохранить силу своих оков. Рядом изображены разбитые, разбросанные и более не нужные замки и цепи, которые до этого момента преграждали путь выхода из ада. За ними мы можем видеть черный цвет ада,  до Воскресения означающего конец для человека.

Справа и слева от Христа толпятся люди, жившие на земле до Его пришествия. Все они обращены к Христу, ожидая спасения. Среди них мы можем различить святого Иоанна Предтечу, а также других праведников и пророков Ветхого Завета, таких как царь Давид.

На заднем плане иконы представлены холмы. В некоторых случаях на этом месте изображают пророков (например, Давида и Иону), предсказавших великое Христово Воскресение, которые держат в руках пергамены со своими пророчествами.

Εισ-Άδου-κάθοδος

В заключение мы хотели сказать о белых одеждах Христа, которые символизируют радость Воскресения и изображают наше собственное воскресение, которому еще предстоит свершиться.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Автор: теолог Афанасиос Мустакас

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации