“Смертию смерть поправ”

4 мая 2016

Воскресение Христа – это самое ошеломляющее событие человеческой истории, поскольку самой большой трагедией в человеческой жизни является смерть. Но смерть бывает не только биологической. Она может быть экзистенциальной, социальной, национальной и, наконец, духовной. В нашей личной истории бывают моменты, когда мы, находясь без Христа, переживаем экзистенциальную смерть.

Своим Воскресением Христос победил смерть (Рим.6:9). Он преодолевает и все наши личные смерти, в том случае если Его жизнь становится нашей жизнью благодаря Воскресению (2 Кор. 4:10-11). На все эти смерти Христос отвечает неповторимым образом – воскресая из мертвых и попирая смертью смерть.

ger.xristoforos1

В свете Воскресения Христа нет места отчаянию, безысходности и разрушению. Все оживотворяется и обновляется. И даже сама смерть из процесса тления становится началом жизни. Как говорил наш почтенный старец, архимандрит Георгий Капсанис, “чем был бы мир без Воскресшего Христа и Воскресения, которое Он нам подарит? Безграничным кладбищем. Чем были бы мы? Приговоренными к смерти, ждущими, когда придет наш час погаснуть и исчезнуть. Никакого смысла и цели не имела бы жизнь. Отец Иустин Попович очень верно отметил, что не уверовал бы во Христа, если бы Он не победил смерть”.

Евангельские повествования и церковная гимнография говорят нам о том, что, когда Христос добровольно пошел на страдания, ученики Его не осознали этого. Час Его Страстей не стал для них временем радостных размышлений и чаяний. Скорбь и страх овладели ими, и вполне оправданно. Лишь после Воскресения они воспрянули духом: “Ученики обрадовались, увидевши Господа” (Ин.20:20).

Часы наших ежедневных смертей, искушений, отчаяния и неудач – отнюдь не легки. И в такие моменты мы не можем быть радостными. Нас наполняют гнетущие чувства, мысли и желания. Прежде всего, они не богоугодны, поскольку мешают нам пережить радость общения с Богом, с ближним, а также с самим собой.

В эти минуты мы можем обратиться к примерам наших святых, которые, будучи сынами Воскресения, вкусили его плоды и впоследствии сделались его неопровержимыми свидетелями. Из опыта святых мы узнаем, что добровольное шествие с Христом на страдания – это обещание и совместного с Ним воскресения. Если с любовью к Христу мы добровольно и терпеливо выносим наши ежедневные смерти, они становятся для нас возможностями и путями к нашему личному во Христе воскресению. “Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может” (2 Тим. 2:12-13). Тогда радость и мир Воскресения станут неотъемлемыми дарами Христа, которые будут сопровождать нас как во временной жизни, так и в вечности. Святой Григорий Палама подчеркивает это в своем знаменитом письме к монахине Ксении.

Прошли многие годы, и сейчас Греция оправляется от своей недавней Голгофы. Большинство наших братьев страдает от последствий кризиса. Многие люди утратили смех, радость, мир, оптимизм, мечты и надежды. В воздухе витает угрюмость, печаль, разочарование и гнев. Но человек не может так жить. Он начинает искать выход. В особенности, молодежь.

Обратим сегодня наш взор к Воскресшему Христу и осознаем, что Он есть помощь в наших тяготах. Воскресший Господь приносит сердцу истинный мир, а лицу – истинную радость. Как говорил святой Порфирий Кавсокаливит, “Христос есть источник жизни, радости, света и истины. Христос – это все”.

Христос – это все для Православной Церкви и нашей православной традиции, Христос наших святых отцов, исповедников и преподобных, Христос, Который сегодня изгоняется с нашей несчастной родины посредством межрелигиозного синкретизма в новых школьных программах, упразднения воскресного выходного дня, принятия антиевангельских законопроектов, учреждения исламской кафедры на богословском факультете университета Салоник. Все это делает более долгим и печальным траур греческого народа, а “Плач о павшем Константинополе” скорбной песней, которая пока не собирается заканчиваться.

Однако наш благочестивый народ все же не предал Христа, оказывает сопротивление проискам врагов нашей греко-православной идентичности и остается верным всему тому, что перенял от святых учителей Церкви и нации. Он верует, надеется и терпит. Последнее слово остается не за смертью, но за жизнью.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Архимандрит Христофор, игумен святого киновиального монастыря преподобного Григория.

Источник: журнал “Православное свидетельство” (Ορθόδοξη μαρτυρία).

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации