Пятидесятница: особенный праздник

19 июня 2016

“Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).

Этими словами Иисус прощается со своими учениками в момент Своего Вознесения на Елеонской горе. Это последнее Его действие, с одной стороны, является прощанием, а с другой – неким обещанием. Это кажется противоречивым. Но Иисус больше не будет присутствовать в мире “знакомым” для апостолов образом, обещая, тем не менее, не оставлять их осиротевшими и покинутыми.

“И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше” (Лк. 24:49). Это обещание было исполнено на пятидесятый день после Воскресения Христа в Иерусалиме, где ученики собрались вместе, ожидания исполнения обета. Дух Святой-Утешитель нисходит на учеников: “Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам” (Ин. 16:14-15).

AgZoni

С тех самых пор и по сегодняшний день Святой Дух пребывает в Церкви, направляя верующих во Христа к истинной вере и жизни, одновременно являя постоянное присутствие Христа в евхаристическом собрании верующих, равно как и на всей протяженности повседневной жизни каждого члена Церкви.

Вы спросите меня, какое отношение все это имеет к названию этого текста? Все мы знаем о событии Пятидесятницы. Одно из многих… Но позвольте мне поделиться со всеми читателями этого небольшого текста некоторыми своими соображениями. Я сознательно не называю этот текст статьей. Для меня он некий предлог и форма общения с каждым читателем.

Церковь каждый раз проживает все деяния Божественного снисхождения во время Евхаристии. Незадолго до принесения бескровной жертвы служащий священник от имени всех собравшихся верующих возглашает: “Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: Крест, Гроб, Воскресение на третий день, на Небеса Восхождение, по правую руку сидение, Второе и Славное Пришествие вновь”.

Церковь, постоянно переживающая все события Божественного снисхождения, делает их “осязаемыми” для верующих, празднуя каждое из них в отдельности. Отдание каждого праздника является, в свою очередь, и его “закреплением”. Ведь главная цель здесь – придать смысл жизни каждого верующего и наполнить его повседневное существование.

Все вышесказанное говорилось по случаю Пятидесятницы. И хотя гимнография характеризует это событие как “последний праздник”, знаменующий собой подытоживание и исполнение Спасительной миссии Троичного Бога, в сущности, это первый Праздник, начало некой новой действительности человеческой истории. Это вступление в новую жизнь, предложение новой жизни и одновременно призыв начать ее.

Верующему каждой эпохи дается возможность исполнения в его жизни обещания Христа быть с нами “во все дни до скончания века”. Вопрос лишь в том, как мы поступим с этой предоставляемой возможностью: услышим о ней и пройдем мимо или же услышим и поверим?

В конечном итоге, Христос – Бог Креста или Бог Воскресения? Наша вера и религиозность заключается, главным образом, в самозабвении и самоотречении Страстной Недели, или, в лучшем случае, они длятся на несколько недель дольше?

Значит, Христос, его Благая весть, жизнь, которую Он нам даровал своей земной миссией, не являются нашей повседневностью? Они остаются на дни, посвященные Ему: воскресенья или, может быть, еще и праздники? Дни и часы, которые мы сами выберем?

Христос вошел в нашу повседневную жизнь, чтобы придать ей истинный смысл, сделать эту жизнь истинной. Эту жизнь мы либо вкушаем, либо нет. Либо ты ступил на этот путь, либо нет. Христос призывал и продолжает призывать каждого из нас со всей ответственностью предаться вере в Него.

В условиях идеологического, социального и политического смятения и всеобщего упадка Церковь призывает и одновременно приглашает каждого искателя истинной жизни вкусить ее в сообществе верующих, называемом Церковью. Здесь он познает опыт постоянного присутствия Господа в церковной жизни и узнает, что значит быть в единстве с Христом и с ближним.

Я хотел бы закончить словами причастного стиха, который поется на Литургиях Преждеосвященных даров в момент нашего приготовления ко Святой Евхаристии: “Вкусите и видите, яко благ Господь” – приступите, чтобы вкусить и увидеть (осознать), что Господь Иисус добр и милосерден.

Эта возможность нам дается в Церкви, которая открывает ее присутствие в человеческой жизни и истории событием Пятидесятницы. Все те, кто осмеливаются приблизиться к Господу, входят в новую жизнь, которую Он вечно обещает каждому из нас.

Элефтериос Балакос, богослов

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации