Апостол Петр, сильная и порывистая личность (Часть 2)

13 июля 2016

Окончание. См. Часть 1.

Позднее Петр и Иоанн были отправлены Апостолами в Самарию, когда узнали что сюда распространилось слово Божие (Деяния 8:14). В Самарии Петр встретился с Симоном Волхвом (Деяния 8:18 – 24). Апостолы Петр и Иоанн проповедовали слово Божие во многих поселениях Самарии (Деяния 8:25).

peter

Петр, находясь в Иерусалиме, отправлялся в странствия и посещал близлежащие церкви (Деяния 9:32). Апостол Павел, который два раза приходил в Иерусалим, встречался с Петром (Гал. 1:18, 2:9) – Апостолом обрезанных, как он называет его в своем послании (Гал. 2:7), который вместе с братом во Христе Иаковом и Иоанном считался «столпом» Церкви (Гал. 2:9).

09hp0300

В одном из своих странствий Петр исцелил в Лидде расслабленного Энея (Деяния 9:32-34). В Иоппии он воскресил Тавифу (Доркаду, гр. «серна»; Деяния 9:36 – 42). Однако в этих местах христиане существовали и ранее, следовательно, Петр не был первым Апостолом в этих краях (Деяния 9:32). По всей видимости, он многое сделал в Лидде и Сароне (Деяния 9:35). В Иоппии Петр пребывал несколько дней (Деяния 9:43). В Кесарии, куда он отправился со священной миссией, Петр окрестил сотника Корнилия и его родственников (Деяния 10:1 – 48).

По возвращении в Иерусалим Петр рассказал о Корнилии и держал ответ перед обрезанными христианами, которые выразили недовольство по поводу крещения сотника Корнилия (Деяния 11:1 – 17). Ответ Петра убедил их, что Бог существует не только для них, но и для всего мира. Они признали, что Бог даже язычникам дал возможность изменить веру и удостоиться истинной жизни (Деяния 11:18). В 42 – 43 гг. Ирод Агриппа после казни Апостола Иакова, увидев, что этот жест понравился иудеям, заключил Петра под стражу, чтобы казнить. Однако Бог спас его чудесным образом. После этого апостол Петр отправляется в дом Марии, матери Марка (Деяния 12:1 – 17). Оттуда он пошел в другое место.

После этого Апостол Петр упоминается дважды. В первый раз – в 49 г. в Иерусалиме Петр принимает участие в апостольском синоде, где он вместе с Павлом, братом во Христе Иаковом и Варнавой сыграли важную роль (Деяния 15:14, Гал. 2:7 – 8).

Во время синода Петр в своей восьмой и заключительной речи в книге Деяний Апостолов со смелостью высказался в защиту свободы христиан – бывших язычников – относительно обрезания и соблюдения законов, и поддержал точку зрения, что бывшие язычники не должны жить в соответствии с этими законами, так как и язычники, и иудеи спасаются лишь верой в Христа. (Деяния 15:1 – 29).

Еще одно упоминание Петра – его встреча с Апостолом Павлом в Антиохии, который упрекнул его в проявлении слабости и уступкам по отношению к иудеям относительно язычников (Гал. 2: 11- 12). Христианская община Антиохии сформировалась достаточно давно, сразу после смерти Стефана от язычников Кипра и Кирини, и состояла из обращенных язычников (Деяния 15:19 – 21). Петр прибыл в Антиохию вместе с Марком, спустя некоторое время после Павла и Варнавы. Затем в Антиохию пришли иудейские христиане, о которых Павел говорит в своем послании к Галатам (2:11 – 13). Петр оставался в Антиохии в тот же период, что и Марк, Павел, Варнава, Иуда и Сила. Из них только Иуда вернулся в Иерусалим спустя четырнадцать дней.

Евсевий пишет, что Петр проповедовал Евангелие иудеям диаспоры в Понте, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Азии (Церковная история 3, 1.4, 2). Это свидетельство Евсевия основывается на прологе Первого соборного послания Петра. Однако Петр мог написать его и до своей проповеди. На земле народов, к которым обращено послание, проповедовал и Сила, сопровождая Павла. Таким образом, мы можем предположить, что Петр обращается к ним через посредство Сила.

Тот факт, что Петр прибыл в Коринф, где находилась группа христиан, его последователей (1 Кор. 1:12), не может быть доказан. Из посланий Апостола Павла коринфянам и посланий, написанных в Коринфе (Фессалоникийцам, Римлянам) нет ни намека на пребывание Петра в Коринфе. Подобных сведений мы не находим и в Деяниях, так как их повествование прекращается на моменте прибытия Петра в Рим, о деталях которого они не сообщают. Как следствие, в Деяниях не могло говориться о вероятном проходе Петра через Коринф по дороге в Рим, как говорит Дионисий епископ Коринфский в своем послании Римлянам. Затем и «братья» Господа фигурируют в одном послании, хотя не становится понятно в какой момент они прибыли в Коринф.

Петр проповедовал, главным образом, евреям Палестины, в то время как Павел обращается к иудеям диаспоры и язычникам (Гал. 2:7 – 8, Деяния 22:18 – 21).

В Первом послании Петр сообщает, что оно написано в Вавилоне (5:13). Некоторые предполагают, что здесь идет речь о древнем Вавилоне или одноименном городе Египта, где, возможно, происходит действие. Однако наиболее вероятно, что речь идет о Риме, где Петр находился в 64 году и принял мученическую смерть 13 октября этого же года в цирке Нерона.

Римская Католическая Церковь верит, что Петр оказался в Риме после своего чудесного освобождения (Деяния 12:1 – 17) в 42 – 44 гг. и остался в этом городе в качестве первого епископа до самой своей смерти. Однако первым епископом Рима был Энос, как свидетельствует ранний каталог, составленный епископом Рима Сотером (166 – 174).

Апостол Павел предпочитал проповедовать там, где еще не было услышано имя Христа, так как не хотел строить на чужих фундаментах (Рим. 15:20). Он признается, что желает проповедовать в Риме (Рим. 1:15). Это его стремление засвидетельствовано и в Деяниях Апостолов (19:21, 23:11). Это означает, что на момент написания Послания к Римлянам (56 г.) ни один Апостол еще не был в этом городе. Христиане существовали в Риме еще до указа Клавдия (Деяния 18:2) 50 г.. Христианство было образовано здесь христианами, услышавшими проповедь Петра в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деяния 2:10), Римлянами, иудеями и новообращенными, и христианами, позднее услышавшими Павла в различных городах, где он проповедовал. Тем самым объясняется тот факт, что Павел в 16-й главе своего Послания к Римлянам шлет приветствия верующим города, где он еще не проповедовал, ведь они знали его и сопровождали.

Кроме того, постоянное переселение людей из восточных провинций в Рим по различным личным и торговым делам равно как уход римлян в восточные провинции достаточно рано сформировали римскую христианскую общину, и именно в Риме Петр весной 64 г. составляет два своих соборных послания.

Апостолос Главинас, “Двенадцать Апостолов”.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации