Госпожа Богородица и молебные каноны (Часть 2)

13 августа 2016

…Продолжение, См. Часть 1

Праздник Успения Богородицы сначала был переходящим, но впоследствии, по приказу императора Маврикия, его празднование было закреплено за 15/28 августа.

В наши дни этому празднику предшествует благочестивый двухнедельный период, когда по вечерам мы, христиане, собираемся в храмах, чтобы петь молебный канон ко Пресвятой Богородице.

0ebt

Мы прибегаем к Богоматери и поем молебный канон, поскольку твердо верим, как и создатель этого канона, что “Никтоже, притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево: но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению”. Наш опыт бесчисленных благодеяний, полученных от Небесной Госпожи, не дает нам права молчать: “Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: аще бо не Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых”. “Не скрываю глубины Твоея милости, и ток безмерных чудес, и Источник Приснотекущий воистинну яже ко мне милости Твоея, Владычице, но всем исповедую, и вопию, и проповедую, и вещаю”.

Мы признаемся Госпоже Богородице в нашей греховности, припадаем к Ней с криками отчаяния, душевной и телесной болью и скорбью, заставляющими нас чувствовать, что наша жизнь “аду приближися”. Однако мы не отчаиваемся и не причитаем, словно не имея надежды, но из глубины сердца поем: “Радости мое сердце исполни, Дево, иже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи”. Мы возлагаем на Нее все наши надежды, ибо знаем по собственному опыту, что Матерь Божья – это истинное благоутробие и источник милости, единственное прибежище мира, “ходатайство ко Творцу непреложное”. Кроме того, мы просим Ее управлять нашей жизнью, словно “нерушимая стена и предстательство”, оберегающие нас от “демонского стреляния”, которое окружает нас и которое сами мы не в состоянии победить. Так мы, христиане, проживаем истинную летнюю Пасху.

В эти дни до вечера 13 августа, кроме субботних вечерних служб и праздника Преображения Господня, попеременно поются Малый и Великий (изрядный) молебные каноны, творения Феодора II Ласкаря, императора Никейского, жившего в XIII веке.

Об авторе малого молебного канона, монахе Феоктисте, нам ничего неизвестно. О составителе Великого молебного канона, Феодоре II известно, что он был сыном святого Иоанна Ватаца и Ирины Ласкарь. Рассказывается, что император Феодор страдал от болезни, что вызывало у него глубокое уныние и побуждало молиться об исцелении. Более того, создается впечатление, что некогда он отдалился от Бога и поэтому часто повторял фразу “оставил Тебя, Христе”. Таким образом, молитвы императора приняли форму молебного канона к Богоматери, ведь тогда он познакомился со святой Феодорой, царицей Эпира, которая очень почитала Богородицу.

Именно она научила его в тяжелые моменты, и, в особенности, когда его одолевало уныние, обращаться к Богородице и просить Ее облегчить его боль, даровать Божественную радость и утешение. В этом молебном каноне “говорится о страданиях и муках одной души. Здесь греческий император, гонимый, одолеваемый и притесняемый латинянами, арабами и своими согражданами, рассказывает Богоматери о своих личных скорбях, о гонениях, которые он претерпевает от чужеземцев и которые называет «облацы»”, – пишет Александр Пападьямандис. Молебный канон Феодора II распространился сначала по близлежащим монастырям, войдя в состав богослужений, а затем и по всей Византийской империи, и стал известен как Великий молебный канон.

Традиция попеременного чтения этих двух канонов обязана своим появлением одному историческому обстоятельству, имевшему место в империи в 1261 году. В этот год, в дни царствования Михаила VIII Палеолога, без каких-либо кровопролитий было осуществлено отвоевание Константинополя, что сочли чудесным вмешательством Богородицы. Поэтому Михаил пожелал торжественно войти в город и вознести благодарения Пресвятой Богородице. Однако в тот период в церквях пелся Великий молебный канон Феодора II, и необходимо было найти решение, как именно прославлять Богородицу. Тогда было предложено использовать и более древний Малый молебный канон ко Пресвятой Богородице. С тех самых пор Великий молебный канон стал исполняться только во время Успенского поста.

Таким образом, молебные каноны поют в период между двумя великими церковными праздниками, Воскресением и Рождеством Христовым, чтобы вознести моления и прошения к Пресвятой Богородице, нашей единственной ходатаице к Человеколюбивому Богу, дабы нам была дарована милость и сила подняться на нашу Голгофу и пережить неизреченную радость Воскресения. Поскольку не существует Воскресения вне Креста: оно даруется нам на Кресте.

Воздадим же и мы должные похвалы Госпоже Богородице, и попросим ее словами известного проповедника Илиаса Миниатиса (1669 – 1714): “Благодатная, Славная Владычица, от неиссякаемого Божественного света, где Ты отныне радуешься, предстоя одесную Твоего Единородного Сына, пошли и нам, своим благочестивым рабам, лучи этого блаженного света, который освятит наш помраченный разум, и пламя нашей охладевшей воле, чтобы мы научились должным образом следовать по пути святых оправданий. Мы, после Бога, на Тебя, Матерь Божью и нашу Матерь, возлагаем надежды на спасение, торжество мирной власти, победу благочестивых царей, утверждение Церкви, заботу о роде православном и защиту его благочестивого жительства, посвященного Твоей непобедимой помощи.

Пресвятая Дева, Мария, имя Твое – радость, утешение, слава христиан, прими пост и каноны этих святых дней, которые мы пели в Твою честь, как фимиам благоприятный. Сподоби нас, благочестиво припадающих в церкви к Твоей чудотворной иконе, и в Раю увидеть Твоей блаженный лик, которому мы поклоняемся со Отцом, Сыном и Святым Духом во веке веков. Аминь”.

Источник: www.churchofcyprus.org.cy

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации