Отец Дионисий из скита Колицу. Слепой старец (часть 3)

11 августа 2016

…Окончание, см. Часть 2.

За годы, проведенные на Святой Горе, Вы познакомились со многими просвещенными людьми. Что Вы считаете основой духовной жизни сейчас, когда грех проявляется повсюду, запутывает людей и приводит их в тупик? Чего должен остерегаться человек, желающий жить духовной жизнью и быть рядом с Богом?

 – Конечно, такие люди были в моей жизни, я познакомился со многими старцами. Но задумайтесь. Как бы высоко ты не поднялся, сатана всегда будет испытывать тебя гордостью. Сказать: «Я стал кем-то» – значит пасть. Смиренный грешник гораздо лучше гордого «святого», потому что каждый миг этот «святой» рискует пасть и не раскаяться. В то время как смиренный грешник может покаяться в любой момент. Мы знаем тысячи примеров, когда грешники достигали высот святости. Поэтому мы должны стараться всегда быть смиренными, чего бы мы ни достигали в духовной жизни. Если в нас нет смирения, это все усложняет. Мы не сможем преодолеть небесных мытарств, через которые каждый из нас должен пройти. Как пишут святые отцы, на каждом мытарстве бесы говорили святому Антонию: «Ты победил нас, Антоний, ты победил» – на что он отвечал: «Еще нет, еще нет». Так было на каждом мытарстве, потому что бесы и тогда имели возможность искушать его гордостью. Видишь? Поэтому святой, как пишут святые отцы, прибыв к Небесному Отцу, вернулся и сказал бесам: «Теперь, с Божьей помощью, я вас победил». Гордость – самый страшный грех. Как бы ты не преуспел, если соблазнишься сказать: «Я добился чего-то, я лучше других» – это означает падение, напрасную растрату сил. Если благие дела не основываются на смирении, мы никогда не сможем ничего достичь в духовной жизни.

IMG_7976crop

  Как человек может научиться этой добродетели?

– Человек должен иметь убеждение, что для всякого начинания необходимо смирение. Что бы человек ни делал, что бы он ни просил у Бога, если он делает это без смирения, Бог ничего ему не даст. Он не приблизится к Богу и не объединится к Ним. Нужно сердцем понять, как ты недостоин, а не только на словах. Это должно исходить от души. Говори себе: «Я недостоин». Говори и верь.

 – Старец, сейчас в мире много как благочестивых семей, так и тех, которые имеют множество серьезных проблем, внутренних и внешних. Как родители должны вести себя по отношению к детям, какую позицию им следует занять?

– Они не должны забывать заветы Церкви. Не следует говорить: «Не утруждайся, пусть ребенок сидит перед телевизором, он еще маленький». Видишь ли, телевизор – это ловушка, расставленная дьяволом, чтобы разрушать личность человека уже с детства. Родители говорят: «Ничего страшного, пусть смотрит». Но что ребенок там видит? Сильные мира сего могли бы быть праведными христианами, могли бы показывать детям образцы нравственности и приносить миру пользу. Но создается впечатление, что они хотят развратить детей и с детства разрушить их личность, показывая им аморальные сцены, взращивая в невинных детских сердцах зло, вместо того, чтобы учить добру, показывая хороший пример. Мало людей сейчас ходит в церковь. Служители церкви – иереи, дьяконы – должны являть пример чистоты. Но как ты можешь быть чистым, если с детства наблюдаешь безнравственность по телевизору? Люди должны очень стараться. Советы по спасению крайне просты. Но мы носим в себе страсти, которые подкрепляются миром и телевизором. Они не дают нам найти путь к Богу. Но необходимо прилагать усилия. Родитель должен нести ответственность за духовную жизнь ребенка уже с самого раннего возраста. Чтобы встать на путь спасения, дети должны полюбить православие и заветы Церкви, не нужно позволять им наблюдать безнравственные сцены по телевизору. Ведь все, что видит ребенок в детстве, запечатлеется в его сердце и не забудется. Вот что плохо. Но если родители будут стараться, то Господь воздаст им. И когда Господь призовет их, когда они будут стоять перед Небесным Отцом, они скажут: «Вот я и дети, которых Ты дал мне (Ис. 8:18)». Но дети должны быть хорошими. Часто родители говорят: «Мало ли что сказал священник, зачем я пойду в церковь?». И это вместо того, чтобы настойчиво учить ребенка с детства. Господь воздаст за все. Конечно, это непросто. Дети попадают в плохие безбожные компании, и сами того не понимая, развращаются. Но необходимо терпение. Мы должны прикладывать усилия, ведь мы знаем, какой путь правильный. Если не знаем – это другой вопрос. Но мы, православные христиане, обладаем всеми возможными благами.

Старец, как вы относитесь к византийской музыке на церковных службах?

 – Я научился византийскому пению от истинно православного человека, отца Иакова. Его учителем, в свою очередь, был известный монах Нектарий Влахос. Церковная музыка – это музыка ангелов. Многие святые были прославлены Богом, но только певчих благословила Богородица и подарила им по монете, как рассказывается в житии преподобного Иоанна Кукузеля и преподобного Григория Доместика. На небе поют ангелы. Православие и все христиане поют во славу Божию. И Господь хочет этого. Если во время пения певчий вникает в суть написанных слов, это не может не радовать сердце и не возвышать разум к Богу. И в Румынии, когда я уезжал оттуда в 1926 году, пели византийским распевом. Сейчас, как мы слышали, ситуация изменилась. Появились многоголосные хоры. Но еще остались монастыри, которые хранят византийскую традицию.

Дьявол постоянно обрушивает на нас тысячи различных искушений. Как человек сеет пшеницу, так и сатана сеет в наших сердцах различные страсти. И если мы принимаем эти семена, они прорастают, а прорастая, укореняются – увы. Их тяжело искоренить. Это относится ко всем страстям.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемитусия”.

Публикации