Слово похвальное Пресвятой Богородице (Часть 2)

29 августа 2016

Слово похвальное Пресвятой Богородице

святого Епифания, епископа Констанции Кипрской

Окончание, См. Часть 1.

Радуйся, Пресвятая Дева, ибо Ты, как мысленная купина, горишь, не сгорая, огнем Божества. Ты есть Та, которая принесла в мир Хлеб жизни, о котором говорит Спаситель мира Христос: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».

О как богата, возлюбленные мои, Девственная Трапеза, полная добродетелей, подарившая миру разную пищу на услаждение. Сие есть Преподобная Дева и Мать Христова, держащая горящий светильник, освещающий небо и землю, о котором пророк Захария сказал: «Вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем» (Зах. 4: 2). И потому и Давид воспевает Ее в благозвучной песне: «Слово Твое – Светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118: 105).

О Девственная Лампада, прогоняющая тьму и освещающая светом своим! О Девственная Лампада, принесшая для освещения вместе и огнь, и масло! О Девственная Лампада, взявшая с Небесного Престола Предвечный Единосущный Тресветлый Единый Огнь и Им осветившая Вселенную. О Девственная Лампада, о которой говорит Бог устами пророка: «Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему». (Пс. 131: 17). Ты – Царский Венец с драгоценным жемчугом – Христом. Ты – Царская Багряница, облачающая тело Царя Небес и земли в пурпурные одежды.

koimisicrop

Ты есть Всечистая Вера христиан, Непостижимая Книга, поведавшая миру о Сыне и Слове Отца. Блаженна Ты в женах, ибо родила Воплотившееся Слово, Сына Отца, Предвечного Бога, Безначального и Вечного, споклоняемого вместе с Отцом и Святым Духом. Слово, сопрестольное с Отцом, сидящее на Херувимах, прославляемое Ангелами, Началами и Властями, созданными Им. Слово, простершее небеса и утвердившее землю. Слово истинного Бога Иисуса Христа Господа нашего, рожденного Тобой, Богородица Дева, пребывшей и после Рождества Девою. Ты родила Жемчуг и сплела Царский Венец, Блаженная Дева, проросшая Небесную Славу и наполнившая мир благоуханием многих райских цветов. Дева – это Чистый Крин (лилия), родивший Христа, Неувядаемый Цвет, Лоза Истины, полная плодов и нетронутая в девственности Своей, которая, хотя никогда не возделывалась, полна винограда и которая принесла Плод Спелый, то есть Христа.

Расскажи нам достоверно, как родила Ты, Богородица Дева? Как сподобилась стать Матерью Божией на земле, восприяв Предвечное Слово?

Я – Дева, Носившая Его в чреве Своем, пребывала нетленной и потому сподобилась стать чистым Храмом Слова Божиего, поселившегося во Мне, не познавшей брака. Носила я Эммануила в нетленном и непорочном чреве Своем, как на Престоле Херувимском, на котором Слово Отца обрело плоть, и Безначальный и Невидимый по домоустроению Своему сделался Видимым Вочеловечившимся Богом. Не познав мужа, родила Я Предвечного Бога Иисуса Христа. И ныне после Рождества Я пребываю Девою, еще более чистой, нежели раньше. Родила Я без боли, не как прочие жены, ибо несходно все произошедшее со Мной с тем, что происходит с ними. И не поняли люди, что понесла Я в чреве своем, но только лишь Бог, поселившийся во Мне.

О Дева, драгоценное Сокровище Церкви, называющей Тебя одновременно и Священником, и Жертвенником, на Котором, как на трапезе, лежит Небесный Хлеб Христос, Которого Ты даешь нам во оставление грехов. О Чистая Утроба, вместившая в себя невместимого Бога. О Утроба небес шире, не стеснившая Бога, бывшего в ней. О Утроба, бескрайняя, как небо, и большая него. О Утроба, выше и шире семи Небес. О Утроба, ты есть восьмое Небо, возвышающееся над всем небесным сводом. О Утроба, содержащая вечный Свет, исполненный благодати.

Что еще сказать мне Смиренной и Святой Деве? Желание побуждает меня говорить о Богородице, но страх заставляет меня смолкнуть, ибо не могу я сказать ничего достойного Ее. Разум подталкивает меня, а страх отталкивает, первый тянет меня вперед, а второй назад. И поскольку раздираем я на части ими обоими, решил я рассказать о Всеславной и Преподобной Деве. Я называю Ее Небом, Престолом и Крестом, ибо распростерла Она Свои святые руки и держала Господа и Владыку нашего, как Престол Херувимский, крестообразный, небесный. Смотря на Небеса через Святое Писание, вижу я, как поклоняются Ей Ангелы. Первым Гавриил приветствует Деву, говоря: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Радуйся, Благодатная, ибо Ты есть сияющее Небо. Радуйся, Благодатная, на Тебе же Солнце – Христос, освещающий Небо Своими яркими лучами».

Стала Дева Серафимом, украшенным многими именами и многими очами, увидевшими непостижимое видение. Как некий мысленный покров покрывает Она Телом Своим Вселенную, превосходя Херувимов. Ибо они отводят взор не в силах взглянуть на мысленный огнь Божества, Она же широко раскрытыми очами встречается с непостижимым и неусыпным взором Христовым, приветствующим Ее с желанием и любовью. Ангельские Воинства поклоняются Спасителю, не в силах взглянуть на Него или коснуться Его, Богородица же приветствовала Непостижимого поцелуем. О Дева, несущая чудо недоступного пониманию Таинства, Ты проповедовала во всей Вселенной веру, столь желанную Тобою.

Дева стала старше Ангелов, выше Херувимов и Серафимов, угодной Царю Христу как достойная раба и Мать, Которую почтил Бог. Непорочная Святая Мать, родившая Христа, пребывавшего и до Нее и сказавшего: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Ты прославила пещеру и почтила ясли. Ибо Дева, пещера и ясли, как Небо, вмещали Невместимого Бога и втроем служили Святой Троице. Когда Дева без боли родила в пещере Господа Неба и земли и положила Его в ясли, Ее окружили Ангельские Чины с пением: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!».

И не спавшие в тот час пастухи услышали это ангельское славословие Спасителю и поспешили прийти и поклониться Свету, видя странное чудо – рабу Божию и земную Деву, ставшую небесной Невестой. Ибо Она предстала в пещере как Невеста и Брачный Чертог и Матерь Божия, когда родила младенца Христа, по пророческому гласу Исайи: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9: 6).

А после пастухов и волхвы с востока, ведомые яркой звездой, освещавшей им дорогу, после долгого пути пришли туда поклониться Родившемуся в Вифлееме. Как только пришли они в Иерусалим, они потеряли из виду звезду. Боясь не найти дорогу без проводника своего, они вынуждены были спрашивать жителей города о том, где родился Христос. Все удивились сему странному чуду. Ирод же, услышав об этом, сильно испугался и, созвав священников, стал их расспрашивать, где родится Христос. Они же, не скрывая, отвечали ему, признались, не солгав, ибо не могли они сокрыть лучей Солнца, и явили откровение Отца, истолкованное пророком, сказав, что Христос рождается в Вифлееме.

Об этом говорит пророк: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5: 2). Горе тебе, непокорный Израиль! Ты принял закон и отверг Законодателя. Люди твои явили миру, где родится Христос, и они же не признали Его, когда Он родился.

Что же произошло с волхвами? Смутился разум их, а сердце наполнилось печалью, стоны их были подобны стремительно набегающей волне, потопляющей корабль, поток слез излился из глаз их на землю, в невыносимом горе искали они звезду – проводника своего, направлявшую их в пути с Востока и утерянную ими ныне. Куда же пропала звезда, указывавшая им дорогу? Каким образом сокрылась она от них? Узнай истину и взгляни на чудо и на смысл его. Звезда скрылась от них, чтобы они стали расспрашивать и чтобы сие Таинство Неба и земли было явлено из уст неверующих священников.

И уже после того, как все узнали об этом, вновь появилась перед волхвами звезда и продолжала вести их до тех пор, пока не остановилась над Младенцем в пещере, а точнее на Небесах. Ибо там, где Христос, там и Небо, и потому пещера сделалась Небом на земле. Они же, увидев звезду, а точнее Спасителя, возрадовались великою радостью, и, упав ниц, поклонились ему и принесли Ему дары: золото, ливан и смирну. Золото, как подобает Царю, ливан как Богу и смирну как смертному, ибо хотели они предвестить таким образом грядущее погребение Создателя и Творца всех Христа, рожденного от Небесной Невесты Марии, Неба и Храма и Престола Божества, неописуемого Райского Сокровища.

Некогда Ангелы поносили Еву, теперь же они славят Марию, возвеличившую слабость женского естества, исправившую Еву, падшую по непослушанию, пославшую на Небеса Адама, изгнанного из Рая, открывшую запертый прежде Рай и следом за разбойником вернувшую туда Адама. О Святая Дева, упразднившая вражду между людьми и Богом, разрушив стену, их разделявшую. Тебя ради миру был дарован небесный мир, осветились все концы Вселенной, люди стали Ангелами и нареклись друзьями и рабами и детьми Божими.

Тебя ради возродилась небесная мудрость, и возносятся с земли на небеса славословия. Тебя ради люди с дерзновением смотрят на Небеса к Вышнему Богу. Тебя ради воссиял на всю Вселенную Крест, на котором был распят Младенец Твой, Христос Бог наш. Тебя ради была попрана смерть и опустел ад, кумиры пали и воцарилась небесная мудрость. Пресвятая Дева, Тебя ради мы узнали Единородного Сына Божия, Тобою рожденного, Господа нашего Иисуса Христа, Коему мы все, Ангелы и люди, поклоняемся и зовем: Безначальный Отец, Безначальный Сын, Безначальный Дух Святой – славя нераздельную и Единосущную Троицу в нескончаемые веки. Аминь.

(Новогреческий перевод: Ал. Христодулу, богослов)

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации