Слово на Положение и поклонение Честному Поясу (Часть 1)

13 сентября 2016

Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

«Преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий», – так возвещал нам движимый Духом Святым пророк и царь Давид. Воистину так явлен был подлинный Град Великого Царя, о Котором сложено было столь много прекрасных слов и гимнов. Кто же есть сей Град? Мне представляется, что Божественный Давид говорит здесь явственно и несомненно о Той воистину избранной и возвышающейся не только над самыми высокими домами, но и над высочайшими горами и вершинами земли. Ибо всех их превышает своими великими Божественными добродетелями и превосходит чистотой Пречистая и Пренепорочная Богородица. В Ней поселился Царь царствующих и Господь господствующих, и, как еще лучше можно сказать словами святого Апостола, в Ней поселилась «вся полнота Божества телесно».

agia-zoni

Дева Богородица есть воистину преславный Град Божий. Она есть мысленный Сион. Именно о Ней, я думаю, пророчески говорил Давид. И не будет далеко от действительности назвать Ее также и Храмом преславного Града. Ибо если сохраняются в памяти многих и надолго те имена, которые высечены на могильных плитах, и если и по сей день высятся колонны и памятники в честь людей, даже имена которых мы не имеем права произнести, хоть слава их пребывает среди непорочнейших, что сказать нам о прославленной Богом и Всепетой Дщери, Всечистой и Всенепорочной Богородице? Ибо если Она стала Одушевленным Градом Царя Христа, то по праву и пресвятой храм, который мы освящаем сегодня в праздник Положения Честного Пояса Ее, есть и называется прославленным Богом градом. Градом, что не записывает имена подданных своих, находящихся в повелении не у смертного и земного царя, но у Царя Небесного, приводящего их к вечной жизни и дарящего всем, следующим за Ним, Царствие Свое.

Честные и благочестивые слушатели мои, когда вы слышите о сегодняшнем празднике Освящения, да приходят вам на ум новые постройки и здания, которые недавно закончили возводить, но да приходит и духовное освящение, при котором наш внутренний человек скидывает старые и рваные одежды греха, облачается в новые ризы благочестия и живет новой жизнью Христовой. Именно этому радуется и Всенепорочная Богородица. Стяжав необходимые добродетели и начав жить новую в Боге жизнь, насладимся же и мы в чистоте чистым праздником Чистой и Непорочной. И, как бы к Ней Самой, да придем мы к всечестному храму Ее, приведя в порядок все помыслы и поступки наши и обратив их все к лучшему. Да не совершим мы чего-либо недостойного дней освящения, как гласит Писание, ни в поступи нашей, ни в смехе нашем, и даже украшение одежд наших пусть не будут неподобающим. И о чем я говорю? Не только это, но и сами мысли наши да приведем мы в порядок. И всему этому да предшествует милосердие, ибо именно им ублажается и успокаивается Бог, дабы отпраздновать нам сегодня обновленными и телом и душой день освящения Храма Пренепорочной и по плоти Матери Бога нашего.

Итак, сегодня празднуем мы Положение и поклонение Честному Поясу Девы нашей Богородицы. Того пояса, который опоясывал Всесвятое Тело и покрывал Сокрывшегося в Чреве Ее Бога. Того пояса, который прекрасно и смиренно украшал Ковчег Божий, сиречь Марию. Того пояса, который не единожды орошался чистыми каплями млека Пренепорочной Богородицы. И да не сочтет никто из укоряющих нас неподобающим говорить и воздавать хвалы бездушным вещам, таким как Честной Пояс, подобающим живым людям.

Известно, что когда вливают в сосуд благоухающее миро, то от соприкосновения с ним даже после того, как сосуд снова опустошается, он сохраняет надолго благоухание. Что же сказать о Поясе, который опоясывал Пречистое и Всенепорочное Тело Богородицы, которое есть воистину Неисчерпаемое Божественное Миро? Как не сохранить ему навеки благоухания исцелений и не наполнять им всех, подходящих к нему с верой и рвением?  Не благоухание млека, но благоухание Божественное и всечтимое, благоухание, быстро врачующее страдания душевные и телесные. И если уж, как мы сказали, бездушный сосуд, соприкоснувшись с бездушным миром, приобретает его качества, что же сказать о Поясе, прикасавшемся к одушевленному жилищу Божественного Слова, сиречь к Богородице? Разве не следует нам поспешать? Разве не следует поклониться? Разве не следует просить у него полного очищение души и тела? Разве не следует говорить с ним, как с живым, и приносить ему славящие его песнопения? Совершим же сейчас это.

О Пояс, опоясывающий Источник жизни и дающий жизнь вечную всем чтущим тебя.

О Пояс, всегда дарующий к тебе прибегающим умерщвление страстей, мужество и силы на стяжание добродетелей.

О Пояс, не дающий пасть и придающий силы немощи природы нашей и поражающий видимых и невидимых врагов наших. И разве не достойно сие восхищения? Ибо когда мы славим Мать, радуется и любящий Ее Сын. И потому, подчиняясь закону природы, хоть и говоря о сверхприродных предметах, мы посвятим Матери сие торжественное слово, да не отвергнет его и Преблагой Господь. Ибо как воистину пожелал Он родиться как человек от Нее и согласился называться Сыном Ее, так же примет и Всемилосердный с дерзновением приносимое Ему торжественное слово.

О Пояс Чтимый, подай освящение, исцеление, прощение, здоровье нам, пришедшим с верою и желанием поклониться всечестному храму твоему.

О Пояс Чтимый, окружающий и охраняющий град твой и народ твой, и спасающий его от всякого варварского набега.

О Пояс Честной, опоясывающий Божественное Слово, находящееся в чреве Девы, и исполнившийся от этого благословения исцеления, ныне источаемого на нас.

О Пояс Радостный, приблизившийся с почтением к Пресмиренному Телу нетленной Матери Божией, и от Него облекшийся в нетление и пребывающий нетленным, что явствует из истинной причины того, что он дошел до нас.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации