Святогорские отцы неоисихасты XIX века

5 декабря 2016

После возрождения XVIII века, совершившегося благодаря деятельности колливадов и начинаниям Паисия Величковского (†1794), который, словно новый Григорий Синаит (†1346), развертывал переводческую и миссионерскую деятельность по всему Балканскому полуострову, Никодима Святогорца (†1809), мудрого учителя и нового Григория Паламы (†1359), Макария Нотараса, архиепископа Коринфского, нового Фотия (†899), Афанасия Париоса (†1813), непобедимого защитника догматов, нового Марка Евгеника (†1445). Таким образом, формируется новый сонм благочестивых ревнителей умной молитвы. Сосланные колливады, много проповедовавшие на островах Эгейского моря и в других областях, первыми принесли в народ афонское благоухание – умное делание, умную молитву, молитву Иисусову – повторение слов “Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго” в различных вариантах. Ниже мы расскажем о некоторых святогорских отцах-неоисихастах.

monkkerasia

В 1851 году было написано “Ниптическое созерцание”, содержащее “двадцать слов неизвестного святогорца, называющего себя отчаявшимся, в которых он опытно узнал и испытал способ начатия, путь к развитию и непогрешимому завершению бесконечного умного делания, переданного нам боговдохновенными преподобными отцами и называемого умной молитвой, дабы все желающие без промедления вступили в эту святую борьбу, быстро, но через труды, приводящую к Небесному Христову Царству”. Таким простым, но вместе с тем изящным, образом нечестолюбивый и смиренный безымянный автор – некоторые отождествляют его с известным исихастом, отцом Харитоном пустынником (†1906), – стремится помочь труженикам молитвы и рассказывает, как им подготовиться к ней: “Постоянный пост, безмерное страдание и изнурение тела, крайнее смирение”. “Смиренный, – настаивает автор, – имеет сердце сокрушенное и смиренное силой молитвы, тотчас, когда входит в церковь, его охватывает и окружает некое истинное и живое благоговение перед Богом и делами Божественными. И настолько охватывает его святое благоговение, что и сам он получает его силу, и от радости кажется ему и убежден он, что находится в церкви не земной, но Горнего Иерусалима”.

19ouneohsyx2

Иеромонах Арсений духовник (†1846) происходил из России и на протяжении двадцати пяти лет жил в строжайшей аскезе в кельях Иверского и других монастырей. По средам и пятницам он совершенно не вкушал пищи, а в остальные дни ел совсем мало. Много лет он не употреблял в пищу масла. По ночам Арсений спал сидя, и сон его длился лишь несколько часов. Неустанно он занимался умной молитвой и на Божественных литургиях всегда плакал. Монах Арсений любил говорить – если говорил – о молитве. Он предпочитал давать, нежели брать, и искренне страдал, если люди уважали его. Такого же образа жизни и аскезы придерживался его послушник Николай (†1840). Ученики не выдерживали его крайней бедности. Единственное, на чем он настаивал, так это на соблюдении молитвенного правила, постоянной памяти о Боге и призывании Его святого имени. Кончина его была преподобной.

Старец Иоанн (†1843) также был родом из России. Некоторое время он учился у известного старца, преподобного Паисия Величковского, в монастыре Нямц в Молдавии, насчитывавшем приблизительно тысячу монахов. Старец принимал всех, кто мог терпеть лишения вместе с ним, только для того, чтобы умножались уста, в молитвах воспевающие Бога. Главным делом старца, как рассказывал старец Иоанн, было обучение очищению сердца и ума посредством непрестанной Иисусовой молитвы. Иоанн отсек себе палец, чтобы его не рукоположили и он не потерял спокойствие своей любимой молитвы. Долгие годы он жил в афонской пустыне в трудах и молитве. Сам он так описывает свое состояние: “Сердце мое наполняла неописуемая радость, и молитва начинала действовать сама по себе. Она так сильно услаждала меня, что я не мог заснуть. Я спал один час в день сидя. И вновь вставал, словно сон был мне не нужен. “Я сплю, а сердце мое бодрствует”. Во мне родились невыразимая любовь и слезы. Если захочу, смогу плакать бесконечно. Часто по вечерам я встаю, читаю Псалтырь, творю Иисусову молитву и впадаю в умиление. Я не понимаю, где нахожусь. В теле я или же за его пределами – не знаю. Знает лишь Господь. Когда я прихожу в себя, уже светает”.

Старец Даниил (†1879) жил в пустынных частях Афона со строгим старцем, терпя множество лишений, но имея к нему безоговорочное послушание. Немногочисленным паломникам уже после смерти своего старца он говорил: “Уповаю лишь на милость Божью и молитвы старца. Как еще я смогу оправдаться?” Старец Даниил часто повторял: “Прошу лишь милости Божьей и на нее одну надеюсь”. Людям, которые настойчиво просили его советов, он отвечал: “Когда человек испытывает трудности, он должен со слезами обратиться к Богу, и Он утешит его”. Также он говорил: “Тот, кто вкусил плоды исихии, может оставаться в сосредоточении и молитве более трех дней”.

Иеромонах Евстратий Трапезундский на восемь лет пришел жить в монастырь Сумела в Понте. После двадцатилетнего пребывания здесь, рукоположившись в иерея и совершив паломничество в Иерусалим, он прибыл на Святую Гору в Кавсокаливийский скит. Правило его было следующим: три тысячи земных поклонов каждую ночь и непрестанная молитва. Этого устава он придерживался на протяжении всей жизни. Пещера, где он жил, темная и тесная, походила на могилу, в ней старец мог продлить ночное время и заниматься молитвой. Спал он один час в день, почти стоя. Он ежедневно служил литургию, постоянно постился. Одному из своих учеников, который жил рядом с ним, но в другом месте, перед своей смертью старец сказал, как достиг такой молитвы, что даже во время сна сердце его не перестает молиться. Старец молился сидя или стоя, немного наклоняя голову к груди, и тихо, с благоговением и вниманием, шептал молитву, сосредотачивая свой разум на ее словах, следил за дыханием, дабы оно было согласовано с движениями ума. Старца украсил и пророческий дар. Во время молитвы он всегда имел при себе большой платок, чтобы утирать обильные горячие слезы, и пребывал в состоянии духовного подъема.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого, редакция интернет-издяния “Пемптусия”.

Публикации