Святой Порфирий: “Тот, кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом”

2 декабря 2016

Продолжение, См. Предыдущую часть.

Мы публикуем сегодня вторую часть исследования профессора  богословия  Университета  Аристотеля в Салониках г-на  Анестиса Кеселопулоса   о значении духовной жизни, как это отражается в учении  старца Порфирия. Напомним, что статья была написана до канонизации старца, поэтому святой Порфирий именуется здесь «старец» или «отец».

porfok2

То, что в духовной жизни главное – это любовь, является связующим звеном между учением старца и его жизнью. Поэтому он подчёркивает, что “когда ты искренне любишь, то, даже если  живёшь на площади Омония (центральная площадь Афин – Прим. ред.), не замечаешь, что ты на Омонии. Ты не видишь ни автомобилей, ни людей, н и ч е г о. Ты внутри себя с человеком, которого любишь. Ты живёшь, ты радуешься, ты вдохновляешься. Разве это не реальность? Представьте, что лицо, которое ты любишь – Христос. Христос в сознании твоём, Христос в твоём сердце, Христос во всей твоей сущности, Христос везде”. Кроме того, он уверяет, что всё это не пустые теории, а его собственный опыт и видение мира: “Этим я и занимаюсь. Я пытаюсь найти средства полюбить  Христа. Такой любовью невозможно  насытиться. Насколько возрастает твоя любовь ко Христу, насколько кажется тебе, что этого мало, настолько тебе хочется полюбить Его ещё больше! Не осознавая происходящего, ты будешь подниматься всё выше и выше!”

Учение старца о духовной жизни, основанной на любви, остаются для нас насущными и побудительными. В другом контексте он подчеркивает, что духовная жизнь, это “любовь, волнение, безумие, Божественная тоска. Это всё есть в каждом из нас. Наша душа требует их приобретения. Для многих, однако, религия является борьбой, мукой и беспокойством. Поэтому многих религиозных людей считают несчастными, потому что видят, как они далеки от счастья…” Здесь, конечно, старец  говорит о некоторой патологии, которая может появиться в отношениях человека с Богом, о ситуации, к сожалению, очень часто встречающейся у так называемых  «религиозных» людей.

Понимание Христа как основы внутреннего мира верующего, необходимость горячей любви к Нему – главные моменты не только в учении старца Порфирия, они были и большим достижением его жизни. Он прожил полноту этих отношений и призывает и нас  настроиться на ту же частоту: “Постоянно  смотрите  вверх, ко Христу, чтобы приблизиться к Нему, вы можете работать со Христом, жить с Христом, дышать со Христом, болеть со Христом, радоваться со Христом. Пусть будет для вас  Христос всем. Ваша душа пусть просит, кричит, взывая к Нему: «О, Жених мой,  желанный…” Христос есть Жених, Отец, Он – всё. Нет на свете ничего возвышеннее, чем любить Христа. Всё, чего мы хотим, – во Христе. Христос есть всё. Вся радость, все радости, райская  жизнь. Всё великое у нас есть, когда  внутри нас  Христос. Душа, которая влюблена в Христа, всегда весела  и счастлива, каких бы трудов и жертв это не стоило”.

Для достижения любви к Богу  необходимым условием является  любовь к ближнему. Таким образом, мы становимся одним целым со Христом и признаём Его как Отца нашего и главу Церкви. “Любовь к своему брату воспитывает любовь к Богу. Мы будем счастливы, когда полюбим втайне всех людей. Мы почувствуем тогда, что всё и вся вокруг нас любят. Никто не может прийти к Богу, если проходит мимо людей». Эта любовь распространяется и на тех, о которых мы думаем, что они идут не по правильному пути, потому что не от нравственности зависит любовь к нашим ближним. Кроме того, наши попытки исправить кого-то “являются своего рода проекцией себя. На самом деле, мы хотим, чтобы мы стали хорошими, и из-за того что мы не можем стать такими, мы требуем этого от других, иногда  даже настаиваем  на этом. Хотя всё можно исправить через молитву, мы часто становимся раздражительными  и начинаем переживать, а затем и осуждать. “Моралист”, который засел в нас, когда видит кого-то неправильного, начинает протестовать, в то время как в большинстве случаев он-то поступает также. Но он обижается не на себя, а на другого. А этого Бог не хочет”.

dscn0022ok32

Такое отношение старца продиктовано не какой-либо моральной психологией, а глубокой  церковностью, ведь всё это существует в реальной церковной жизни. Отец Порфирий подчеркивает, что Христос явится среди нас в единстве и любви, в Его Церкви. Для всех нас важно то, чтобы войдя в  церковь, мы объединились  с нашими  ближними, принимая и их радости, и их горести. В церкви мы молимся за всех, страдаем во спасение всех  и становимся единым целым с несчастными, больными  и грешниками. Никто не должен желать  спасения только для  себя, без того, чтобы просить  о спасении ближних. Когда мы отделяем себя от других, мы перестаём быть христианами. Напротив, мы становимся  истинными  христианами, когда мы глубоко чувствуем, что мы являемся членами мистического Тела Христова, то есть, когда мы живем в единстве в Его Церкви. Это показывает истинное значение  Церкви.

Также старец  Порфирий учит нас, что всё, что  мы делаем в духовной жизни, должно быть сделано из любви и без задних мыслей. Каждый поклон, любые  усилия имеют значение, когда сделаны без каких-либо расчетов – не выиграть что-то, даже если это рай, а из чистой любви к Христу. Таким образом,  любовь дает смысл  всему, это  путь страданий, который делает истинного  христианина  поэтом. “Тот, кто хочет стать христианином, должен  сначала стать поэтом. Вот в чём дело! Ты  должен страдать. Любить и страдать. Страдать ради того, кого  любишь. Любовь заставляет трудиться для блага любимого. Она бежит, не спит, кровоточит, чтобы встретиться с любимым. Она жертвует всем, не считая ничего, ни угроз, ни трудностей. Любовь ко  Христу – другое дело, это что-то бесконечно возвышенное”. И сразу же спешит уточнить: “И когда я говорю о любви, я не имею в виду те  качества, которые мы приобретаем на своём жизненном пути, а о сердечной любви ко Христу и ближним”.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Публикации