Приход Бога на землю и в нашу жизнь

6 января 2017

Приближающийся праздник Рождества Христова побуждает нас пережить таинство пришествия Бога на землю. И это пришествие является основополагающим началом, придающим смысл нашей жизни и нашему бытию, возрождает нашу веру и надежду на живое присутствие Бога внутри нас и рядом с нами. Церковь торжественно провозглашает, что Бог стал человеком, дабы и человек сделался Богом. Эта истина освещает даже самые темные уголки нашей жизни. Эта вера становится источником радости, открывающей двери нашего бытия духовному Божественному миру. Евангелия, как мы видим в сегодняшнем их чтении, сдержанно описывают непостижимое рождение Христа, его чаяние и исполнение пророчеств. Отцы Церкви глубоко объясняли таинство Божественного вочеловечения. Гимнографы восторженно воспевали не только снисхождение Бога, но и возвышение человека. Творец сделался творением. Незримый отныне видится, Безначальный осязается, бесплотный Бог облекается в плоть и начинает свою земную жизнь в образе человека.

1a1297

Таким образом, “когда пришла полнота времени” (Гал. 4:4), Бог спустился с высоты небес, дабы соединиться с человеческим естеством, не отвращаясь от своей Божественной природы. Он входит в нашу действительность, наше бытие и нашу жизнь. Бог избирает самый мрачный момент истории, чтобы исполнить свои обеты, в таком месте и таким способом, которые вызывают у нас восхищение. Непостижимый и удивительный путь, которым Бог пришел на землю и приходит каждый раз в нашу жизнь, переворачивает человеческие представления и подтверждает, что невозможное человеку возможно Богу. Рождество Христово осветило мир светом знания, поскольку явило миру образ Бога и совершенного человека. Такое знание просвещает душу, ведь Воплощение Бога как знание абсолютной истины несравнимо ни с какой иной истиной этого мира, поскольку подтверждает, что небеса спустились на землю, а человек обрел то, к чему так настойчиво стремился.

Рождество Христа знаменует собой возрождение человека. Мы, верующие, призваны прожить это таинство истории как чудо нашего собственного бытия и жизни. Потому что пока “солнце правды” не осветит нашу душу, наши поиски в мире “рожденного Царя” из видений пророков и обещаний Священного Писания будут тщетными. Рождество Христово – это непрестанный призыв людей к духовному возрождению. Духовное возрождение является важнейшим событием, величайшим чудом, когда человек превращается в некую иную личность. Один известный богослов в своих серьезных теологических изысканиях связывает духовное возрождение человека с образом Богомладенца. В частности, он пишет: “Слова “младенец” и “Бог” раскрывают таинство Рождества. В каком-то смысле это таинство, обращенное к младенцу, продолжающему чудесным образом жить в каждом взрослом человеке. К ребенку, который слышит то, что взрослому уже недоступно, и отвечает с радостью на то, что взрослый в своем пресыщенном, усталом и циничном мире уже не может почувствовать”.

В одном евангельском отрывке Христос говорит нам: “Будьте как дети” (Мф. 18:3). Этими словами Он не только напоминает нам об утраченной чистоте и незлобивости, но и призывает осознать тот факт, что всякий раз уподобляясь ребенку, мы духовно возрождаемся, поскольку находим то, что утратили: способность предаваться тому, что любим и чему доверяем. Только так мы сможем прочувствовать величие, чудо и таинство события Рождества Христова.

Возлюбленные братья! Не будем же скорбеть о мирском праздновании Рождества. Изломанную картину мира вокруг нас и омраченный образ Божий внутри нас пришел возродить и воссоздать в пещере рожденный и в яслях лежащий Господь. И если это тронет нас, мы внутренне возродимся и сможем надеяться на то, что изменится и мир вокруг нас. Аминь.

Архимандрит Никанор Караяннис

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации