«Постное время светло начнем»

24 февраля 2017

В преддверье Великого поста, Церковь назначила сыропустную неделю, призванную постепенно подготовить нас как телесно, так и духовно к входу в период аскезы и добродетели. После недельного отказа от употребления в пищу мяса, в сыропустную субботу, Церковь вспоминает память святых аскетов и вдохновляется их примером, призванным укрепить верующих в великопостной борьбе. Духовная борьба преподобных отцов является каноном и образцом для наших личных попыток, которые нам вскоре предстоит осуществить. Их подвиги удостоились награды и стали нашей путеводной звездой, помогающей делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях.

В сыропустное воскресенье мы вспоминаем о потерянном рае. Верующим напоминают, таким образом, о благах поста, о грехопадении первых людей, утративших райское блаженство. Это грехопадение равносильно их неспособности к соблюдению даже того небольшого поста, который был им назначен. Ошибка первого Адама была исправлена пришествием и жертвой нового Адама, Христа, который вновь открывает нам путь к потерянному раю. И если человек через пост, молитву и соблюдение Божественных заповедей следует примеру Сына Девы, он получает милость Божью и спасается от плена изгнания.

Евангельское чтение того же дня вновь учит верующих сущности и правильному совершению поста. Слово Божье сосредотачивает внимание человека на том, чтобы он не потерял свое благое произволение в испытаниях гордостью и самодовольством. Человек, стремящийся к воздержанности, делает это не напоказ и не с целью снискать людскую похвалу. Всем своим существом он обращается к Богу, направляя свое бытие на стяжание святой добродетели. Тем не менее, пост не предполагает презрение земных благ, но попытку освобождения от всецелого и эгоцентрического на них сосредоточения.

И наконец, вечерня этого дня связана с взаимным прощением верующих. Как исповедание веры предполагает выражение любви к ближним, как положение Даров на жертвенник предваряется примирением, так и начало очищения от страстей связано с обоюдным оставлением грехов, чтобы все тело Церкви в согласии ступило на путь умеренности.

Подводя итоги, отметим, что процесс освобождения от страстей осуществляется не в атмосфере скорби и мрачного отстранения от этого мира. Напротив, оно должно начинаться с открытости ближнему и развиваться в заботе о нем. Благоразумие, необходимое в стремлении к воздержанности, и скорбь об утраченном Царстве Небесном проникнуты жизнерадостным светом заботы о ближних и святой любовью. Освобождение от груза страстей очищает взор человека и мир, который его окружает.

unnamed

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации