Родительские субботы: особое попечение Церкви об усопших

18 февраля 2017

Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами.

В связи с особым попечением об  усопших православных христианах Святая Православная Церковь установила  специальный день недели для их поминовения.

psyxosavvato2

Так как воскресенье является днем Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, еженедельной Пасхой, суббота представляется днем почивших, дабы мы поминали их и имели  связь с ними через молитву. В каждой молитве, особенно в  субботних молитвах, верующий поминает свою семью,  родственников и всех дорогих сердцу его, и  даже врагов своих, которые покинули этот мир, испрашивая молитвы  для них.

В записках на молебны за здравие и за упокой, которые мы приносим вместе  с  просфорой [1] для Божественной литургии, вписаны  имена живых и поминающихся усопших.

Каждый год Церковь посвящает две субботы своим  усопшим. Это Великие родительские субботы: одна – до воскресенья Масленицы, а другая –  до воскресенья Пятидесятницы.

Второй  родительской  субботой  утверждается наша вера в полноту Церкви, чье  основание и утверждение на земле празднуют во время Пятидесятницы. Единая святая, соборная  и апостольская  Церковь пребывает  воительницей  земной и торжествующей  на небесах.

Родительская суббота перед Масленицей имеет исключительный характер: следующий день  – воскресенье – посвящен  Второму Пришествию Господа, тому  страшному  дню, когда все мы предстанем  перед престолом Великого Судьи. Поэтому через поминовение усопших мы просим  Господа  быть милосердным и показать нам Свое  сострадание и терпение, и не только нам, но и прежде почившим братьям нашим, засим всех вместе поместить среди сынов Своего Небесного Царства.

В родительские субботы  Церковь призывает нас к вселенскому поминовению “всех от века усопших православных христиан”. Таким образом, поминают:

* Всех  скончавшихся  “внезапной смертью” на чужбине, на суше и на море.

*Погибших от эпидемии, войны, мороза, от землетрясений и стихийных бедствий.

*Сожженных или потерянных.

*Всех бедных и одиноких, котоым некому было сослужить погребальную службу и панихиды.

Бог не ограничен временем и местом. Ему известны и пред Ним обретается не только то, что мы воспринимаем в настоящем, но и прошлое, и будущее. Это нам являет одна лирическая  молитва из  Последования ко Святому  Причащению, которую относят к святому Иоанну Дамаскину или преподобному  Симеону Новому Богослову:

“Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть”.

С этой верой мы погружаемся во благость Бога, “себя и себе подобных”, живых  и почивших наших.

Стергиос Н.Саккос, заслуженный  проф. университета, “Наши мертвые не пропали”, изд. Христианская Надежда, стр. 149-152.

________________________________________________

[1] В Греции прихожане самостоятельно выпекают просфоры и приносят их вместе с записками на литургию. Священник вынимает из них частички с называнием указанных имен.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

Публикации