Сладость креста

21 марта 2017

Крест. Сколько смыслов заключено в этом слове. Странно то, что, хотя спасение, дарованное нам Христом, – это не просто теория, но жизненное переживание, жизнь эта открывается смертью, умерщвлением нашего грешного естества. Мы умираем для греха, чтобы вновь родиться для Бога. Сколько бы не длилась наша временная земная жизнь, мы не можем полностью искоренить в себе тягу ко злу. И это дает нам множество возможностей для благородной борьбы против греха, которая не прекращается на протяжении всей нашей земной жизни. Эта борьба за умерщвление греховности продолжается и непрестанно возобновляется: добровольное “распятие” сопровождает всю христианскую жизнь. Жизнь, проводимая в “распинании”, не является отрицанием, как это трактуют враги Христа. Напротив, это именно положительное действие. Ведь по сути это отказ от временного ради вечного, от “ветхого” ради нового, от падения ради возрождения, от греха ради святости. Это “переселение” в Царство Божие.

stavropr2

Таким образом, крест – это отречение от наших греховных стремлений, умерщвление страстей, злобы, эгоизма, гордости, плотских желаний. Переживание креста – это и есть следование “узким путем”, о котором говорил Христос: “Входите тесными вратами <…> Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь”, в то время как, напротив, “широки врата и пространен путь, ведущие в погибель” (Мф. 7:13-14). Следование этому узкому пути, конечно, предполагает дух жертвенности и самоотречения.

Следовательно, крест – это борьба с нашей греховной сущностью. Но крест этот сладок, ведь ему сопутствует сила Божественной благодати: “Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе” (Фил. 4:13). Кроме того, это борьба с грешным миром, который нас окружает. Но крест сладок, ведь Христос заверяет нас в окончательной победе: “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин.16:33). Крест – это наша борьба с дьяволом, “древним змием”, источником зла и греха. Но крест сладок, ведь Христос дает нам силу “наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию” (Лк. 10:19). Крест для падшего человека – это соблюдение заповедей Божьих, любовь к врагам, воздаяние добром за зло, умение отдать последнюю рубашку, исповедание Христа перед людьми, противостояние суждениям нечестивых, насмешкам, иронии, сопротивление тем, кто является помехой для нашей сознательной христианской жизни. Но крест по благодати Божьей становится сладким и легким: ” Возьмите иго Мое на себя <…> Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф. 11:29-30), – учит нас Христос.

Таким образом, христианская жизнь – это непрестанный опыт самоотречения, жертвенности, борьбы и креста. Однако вслед за крестом всегда рассветает Воскресение. Следует отметить, что в православии крест никогда не рассматривается отдельно от триумфа и счастья Воскресения. Сладчайшая надежда, неизреченная и таинственная радость, радость во Христе, всегда сопровождает крестный путь верного христианина. Именно эта радость заставила апостола Павла возглашать: “Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал. 6:14).

Иеромонах Софроний Г. Михалидис.

Источник: “Экфрасис”, периодическое издание обители Святой Троицы, подворья монастыря Махера. Т. 148 (сентябрь-октябрь, 2014).

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации