Благовещение как предвестник Креста

3 апреля 2017

Сначала вспомним некоторые исторические факты.

Крестопоклонная неделя была утверждена святыми отцами в середине Великого поста, чтобы Крест Христов был поставлен в центре храма как знамя. Дабы, если мы выбились из сил, устали и ослабли, мы смогли увидеть Крест Христов, на котором Он был распят за нас, и воодушевиться, вспомнить, по какой причине мы встали на путь добродетели, продолжить пост и всю нашу духовную борьбу. Крест также является символом благословения и источником исцеления в том случае, если мы устали, почувствовали недомогание и слабость во время поста. Крест Христов находится здесь, чтобы исцелить нас, укрепить нашу душу и тело.

stIhsou2

Следовательно, Крестопоклонная неделя является своего рода напоминанием и укреплением в духовной борьбе. Ведь христианин не мыслится без духовной борьбы.

Исторический путь: Благовещение – Рождество – Распятие – Воскресение -Вознесение.

Благовещение – это, с одной стороны, таинство (мы поговорим об этом ниже), а с другой – произошедшее событие. Почему оно носит такое название? Потому что явилось благой вестью, радостным сообщением. Это первая весть о том, что грядет Мессия, что Бог рядом и не забыл нас. Он грядет, чтобы спасти нас. И как Он спасет нас? Посредством Креста.

Благовещение как таинство.

Благовещение Пресвятой Богородицы является историческим началом пути к Распятию. Ведь Бог пришел, чтобы быть распятым.

Благовещение – это наше личное согласие: “Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему”, начало принятия приглашения и призыва Христа поднять Крест: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною; Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее” (Лк.9:23-24). Таким образом, мы должны дать добровольное согласие, то есть по свободной воле сказать “да”, ведущее человека от неверия к вере, от бездействия к действию, от изгнания первых людей к вратам Царства Небесного, от смерти к жизни, которой является Сам Христос.

Господь наш Иисус Христос, чтобы стать человеком и спасти мир, должен был принять человеческую природу через человека. Он не был превращен: Богородица стала Той, Кто наделил Его природой человека. И Он принял ее не насильно, но свободно. Это согласие нашей Матери, и именно поэтому мы радостно приветствуем Ее: ведь Ее согласие – это согласие всего человеческого рода, “да” каждого из нас. Таким образом, Христос сущностно и ипостасно соединил Божественную природу с человеческой и посредством Креста пришел к Воскресению. А значит, Христос – это совершенный Бог и совершенный человек: две природы в одной испостаси.

Спаситель мира пришел, чтобы быть распятым. Мы сказали об этом и будем повторять. Он – цель Благовещения. Он стал человеком не для того, чтобы жить простой жизнью: жениться, создать семью, стать счастливым по человеческим меркам и умереть в глубокой старости. Он пришел с небесной миссией: распяться, чтобы воскреснуть и вернуть весь человеческий род к его первичному назначению – обожению. Иными словами, благодаря Христу люди могут уподобиться Богу, стать Богами по благодати, своего рода, маленькими богами. Говоря простым языком, Распятие и Воскресение – это некий новый “формат”, создающий новые возможности для человеческой природы. О том, что Господь пришел на землю не для того, чтобы жить, как простой человек, свидетельствуют Распятие, Воскресение, а также тот факт, что Христос не достиг успеха как человек. Он не женился, не создал семью и в свои тридцать лет оставил семейное дело плотника, чтобы проповедовать свою миссию – Евангелие.

Следовательно, мы не можем отделить друг от друга два этих события: Благовещение и Распятие, поскольку Господь пришел на землю, чтобы быть распятым. И еще потому, что жизнь христианина – это непрекращающееся “да”, распинающее страсти и уподобляющее человека Жениху Христу, дабы его духовные критерии всегда были ясны и он каждодневно повторял: “Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему”.

Следовательно, нам необходимо распяться – это стадия нашего духовного созревания. Как часто мы не только говорим, но и делаем что-то для Христа и ближнего? Ведь крестный путь – это путь взросления, на котором слова становятся делами. Ты набираешься опыта, совершенствуешься. Все, что ты говоришь, духовно созревая, говори с верой без всякого давления со стороны. И тогда будешь бороться изо всех своих сил. Распинаешься не с жалким видом, но доблестно, с желанием побороть свои страсти. А оружие твое – пост и молитва. Итак, встань на борьбу со страстями. Лишь тогда сердце твое согреется, лишь тогда ты одержишь победу над леностью и жестокосердием, лишь тогда сердце твое примет благодать Божью, несущую Божественное блаженство.

Мы, христиане, добровольно подвергаем себя нужде. Это не нищета и не скорбь. Это от лукавого. Но мы добровольно встаем на путь духовной борьбы, чтобы совершенствоваться духовно и суметь стать причастниками вечного Воскресения Христова и всегда пребывать в Его объятиях вдали от всякой скорби и тьмы.

“Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни” (Псалом 22).

Григорий Тзивелекис, богослов.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации