Службы Страстной Недели

11 апреля 2017

Продолжение, См. предыдущую часть…

Лучший язык нашей Церкви – это святое богослужение. Это язык, на котором Церковь обращается к пастве. Служба представляет собой сочетание чтений из Святого Писания, пения тропарей, священнических молитв и молений. Православный народ знает этот язык так же хорошо, как родной, и любит его, как наиболее подходящий не только для молитвы, но и для научения. Ведь благодаря службам Церковь не просто молится, но учит. Богослужение – самый лучший урок религиозного и церковного учения. Поэтому Церковь имеет огромное количество служб, предназначенных для каждого часа дня, каждого периода церковного года, для любого события в жизни верующего. Вся жизнь христианина, каждый день календарного года, память каждого святого – все это приурочено Церковью к определенным праздничным дням и определенным службам.

k8iesmevd2

Самые впечатляющие богослужения нашей Церкви, оставляющие глубокий след в душе христиан, – это службы Страстной Седмицы. Они имеют типичную для утрени или вечерни форму, но одновременно обогащены соответствующими отрывками из Писания и надлежащими песнопениями. Евангельские чтения посвящены последним событиям жизни Спасителя Христа, а гимнография через избранные поэтические тексты и удивительные мелодии дает богословское объяснение страстям Господа. Чем более скромно и благоговейно совершаются эти службы, тем живее они исполняют свое предназначение и запечатлеваются в душе христианина.

Каждая церковная служба и, в особенности, службы Страстной Седмицы, – это не зрелищные театральные представления, но благоговейные и таинственные действа, благодаря которым Церковь молится и учит нас.

Если делается попытка театрализовать службу и лишить её церковного характера, она теряет свое священное содержание и назначение, в результате чего верующие не молятся, не получают богословских знаний, а лишь сокрушаются, как будто видя театральное представление.

Но мы должны помнить, что эстетическое впечатление и богослужебное умиление – это две разные вещи.

Находясь в церкви, мы должны быть настроены на то, чтобы почувствовать это умиление и пережить внутри себя священные события, а не растрогаться эмоционально и внешне, поскольку церковь – это не театр, а дом молитвы, священный амвон, Святой престол, Евангельское учение и Святое Причастие. Это плохая тенденция, появившаяся в результате новых воззрений на церковную службу, – превращение церкви в театр и утрачивание церковной службой ее священного характера: в Великий Четверг во время выноса распятия, а в Великую Пятницу – крестного хода с плащаницей.

На богослужениях Страстной Седмицы Церковью для удобства осуществляется следующая перестановка: утренние богослужения совершаются накануне вечером, а вечерние – утром каждого дня. Иными словами, каждый вечер служится утреня следующего дня, а каждое утро – вечерня и Божественная литургия. Как мы уже сказали, это делается для удобства верующих, чтобы они могли посетить службу вечером после работы и причаститься утром, вместо того чтобы целый день голодать и причащаться вечером. Поскольку все литургии – и Великого Четверга, и Великой Субботы – вечерние, то есть помещенные в последование вечерни. И литургия Преждеосвященных Даров на протяжении всего Великого Поста до утра Великого Четверга – это литургия вечерняя, потому на ней и поются песнопения и псалмы вечерни.

Здесь мы должны обратить внимание на заботу Церкви, пытающуюся сделать религиозную жизнь верующих легче и приспособить порядок священного служения к условиям повседневной жизни. Часто многие люди, до конца не разобравшись, жалуются на якобы перемешивание служб во время Великого Поста и Страстной Недели в частности. Однако это делается лишь для удобства и облегчения жизни христиан.

Обратимся же к этим поистине особенным дням нашей жизни и как верные христиане последуем за Спасителем Христом, идущим на добровольные страдания. Сядем же рядом с Ним на Тайной Вечери и будем стоять рядом, как Его ученик и Пресвятая Матерь, у Его креста. Покаявшись, исповедуемся в наших грехах и причастимся из общей святой чаши – примем участие в Тайной Вечери. И, таким образом, вступим в великий и светлый праздник Воскресения, Божественный свет и небесная радость которого, я надеюсь, всегда будет с вами, братья. Аминь.

 Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации