Благодарение и благодарность

23 января 2019

Представьте себе на мгновение, как страшно было бы быть отрезанным от всех других людей, без каких-либо шансов связаться или встретиться с кем-то еще, и в то же время иметь больное тело, которое постоянно ухудшается в результате заразной болезни. Добавьте к этому постоянное презрение людей, которые верили, что болезнь, которую мы имели, была наказанием за нашу греховную жизнь. Затем внезапно приходит кто-то, кто приближается к нам, игнорируя опасности, попирая преобладающие социальные предрассудки, ясно и бесстрашно демонстрируя Свою любовь к нам. Разве мы не будем бесконечно благодарны Ему?

Так было в случае, представленном в евангельском повествовании Святого Луки, о десяти трагических прокаженных, которых коснулась спасительная благодать и целительная сила Христа. Божья любовь, которая воплотилась в мире и открылась в жизни и смерти Христа, не ограничивается избранными, избранными и Его знакомыми друзьями. Это распространяется на всех, даже, точнее, особенно на тех, кого «серьезные» и «благочестивые» каждой эпохи считают испорченными и грешниками. Он не знает социальных, политических или религиозных ограничений. Это было выражено в случае повествования о десяти людях, объединенных болью заболевания. Иисус встречает их и говорит с ними, преодолевая закон Моисея, который запрещает любые контакты с прокаженными. Одним из них был даже самаритянин, то есть иностранец.

Благодарность Богу - икона

И все же именно отношение последнего производит на нас впечатление и подчеркивается евангелистом. Девять из тех, кто был исцелен, полон радости жизни и встречи со своими друзьями и родственниками, увидев свое тело сильным и вновь очищенным, забыв выразить свою благодарность Христу, своему благодетелю.

Благодарность Богу

Они были типичны для тех, кто, исчерпав все человеческие силы, в своей боли и печали призывают Бога как свое последнее убежище от болезней, но в радости забывает, что Он действительно был их первым другом в здоровье и радости.

Несомненно, что мучительные крики помощи, которые ежедневно обращены к Богу, намного превосходят количество молитв благодарения и благодарности.

В жизни есть много вещей, которые мы воспринимаем как должное, не чувствуя к кому-либо еще обязательств в отношении этих каждодневных подарков. Наша самостоятельность и уверенность в себе не оставляют места для благодарности Богу, нашему Благодетелю. Нашим устам трудно сказать «Спасибо», хотя очень легко, почти спонтанно, выкрикивать просьбы о помощи в трудную минуту. И здесь происходит нечто совершенно типичное: по прошествии времени нужды мы не просто забываем момент нашей слабости и чувствуем смущение по этому поводу, демонстрируя напыщенность и пытаясь забыть проявленную нами слабость.

Эта человеческая позиция показывает, как мы оказались в ловушке защитных нашего эгоистичного мышления. И все же спасительная любовь к Богу окружает нас ежедневно. Крест Христа — это не просто кульминация серии искупительных действий, которые Бог совершил для нас, Своих созданий, но это также начало безграничных даров, которые Он дарит человечеству. Самым важным из них является победа над страхом смерти и расцвет надежды на воскресение.

Когда зловоние смерти угрожает превратить все вокруг нас в склеп, разве не является основной причиной благодарности Богу обострение надежды на новую жизнь, без боли, без печали и без страха пред смертью? Погружение в себя, фарисейская самодостаточность и динамичная уверенность в себе несут на себе печать угрозы смерти. Открытие нашего сердца Богу — это наш ответ на Его бесконечные дары, дар жизни, который Он щедро предложил нам. Это наше «Спасибо» Ему. Это выражение благодарности, которое, безусловно, должно сопровождаться поведением, соответствующим такому божественному дару. В евангельском повествовании выражение благодарности Иисусу пришло от самаритянина, иностранца, который был презрен. Боль болезни объединяет десять прокаженных, а в конечном счете, благодарность одного самаритянина обращена в похвалу Христа и Его признание.

 

Иоанн Каравидопулос, Профессор школы теологии университета в Салониках

Источник: agiazoni.gr

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации