Страница доступа для пользователей с частичной или полной потерей зрения
Α-
Α+

Церковь «рядом» с женщиной (Часть 1)

Церковь и общество - 08 Марта 2015

На протяжении веков сильный мужчина подчинял себе слабую женщину и поместил ее вместе с ребенком на нижнюю ступень  общества. С приходом христианства было провозглашено равноправие и равенство обоих полов,  и Церковь – как сообщество святых – на деле и по существу встала рядом с женщиной и помогает ей найти подлинный смысл жизни и свое призвание. 

952949541_145af26e31_z1 (1)

Говоря о Церкви, мы, православные, прежде всего, имеем в виду Христа, духовным образом нас объединяющего. Церковь, согласно замечательному выражению Апостола Павла, есть «тело Христово», Глава которого, направляющая и приводящая его в действие, есть сам Христос,  в то время как верующие, священнослужители и миряне, есть клетки этого тела.

Цель Церкви  – приблизиться к человеку во всех его проявлениях и направлять его, подобно Христу, с тем, чтобы привести его к спасению. Вот почему с момента рождения человека и его возрождения через Святое Крещение до последнего мгновения пребывания верующего в жизни «нынешнего века», после его восхождения к Небесному Иерусалиму,  Церковь как мать постоянно предоставляет своим детям помощь, поддержку и утешение и в житейских трудностях, и, прежде всего,  в деле спасения. Церковь предлагает нам  спасение в неразберихе противоречивых и часто бесчеловечных путей современного мира.

Следовательно, Церковь как «Иисус, продолжающийся в веках» и как «сообщество святых» не может не находиться рядом с женщиной.  И в особенности она находится рядом с ней, ибо та на протяжении веков и до сих пор принадлежит к тем, кого с особой любовью и заботой зовет к себе Христос, а значит и Его Церковь, то есть к страдающим и угнетенным: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11, 22).

Этот призыв-обещание Христово, а затем и Его Церкви было с самого начала воспринято женским миром с радостью, ибо  оно было последовательным и дающим плоды.  Хорошо известно, что абсолютное большинство первых христиан были женщинами. Это подтверждается и высказываниями противника христианства Цельса (II в.), уничижительно называющего христианство «женской религией». Ответ женщин на этот церковный призыв продолжается и по сей день. Доказательством этого может служить количественное превосходство воцерковленных и активно участвующих в приходской жизни женщин перед мужчинами.

Известно также, что на протяжении веков для женщины не существовало другого места, кроме Церкви, где она могла бы не только наиболее полно выразить свои глубочайшие стремления, но и почерпнуть уверенность в себе и вдохновение для нередко столь неблагоприятной к ней жизни. Там, в храме, вглядываясь, например, в икону Деисуса или Воскресения, можно воочию убедиться в том, что Таинство Спасения не предназначается только для мужчин, но к нему призывается весь род человеческий, мужчины и женщины, – на равных правах. В особенности, образ Богородицы, Ее роль в деле спасения и гимны, славящие Ее, – все это убеждало женщину – и убеждает до сих пор – что Церковь утверждает и признает ценность женщины. Образы преподобных и мучениц женского пола, написанные на стенах храмов, праздники в их честь давали и дают женщине уверенность в том, что существует возможность развития ее дарований, ибо есть  «одна добродетель (святость) для мужа и жены, как и творение обоих равночестно, а потому и награда обоим одинакова», как проповедует Василий Великий. Этот основной принцип постоянно провозглашается Церковью, поскольку учение святых отцов и в целом церковная жизнь признают, освящают и открывают горизонты для полноценного существования во Христе и женщин.

Равенство мужчины и женщины

Церковное богословие провозглашает равенство, единосущность и равноправие мужчины и женщины. В Книге Бытия боговдохновенным пророком Моисеем провозглашается: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Одинаковая природа и назначение мужа и жены ведет их к равноправному супружеству и союзу:  «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Последняя цитата особенно интересна, поскольку касается не только согласия и взаимности, возникающей между супругами, но подразумевает и равноправное участие супругов в продолжении рода, то есть в рождении детей. По данным современной науки,  супруги дают генетический материал в равном соотношении, выступая как «равноценные доноры», создавая «единую плоть» – своё дитя. Итак, перед нами свидетельство чудесного действия акта разделения хромосом во время митоза и мейоза, с целью создания нового человека. Следовательно, и в процессе деторождения проявляется взаимное равенство и равноценный вклад мужчины и женщины.

Игнорирование,  уничижение, и порабощение женщин мужчинами, несмотря на то, что оба пола были созданы равными и равноправными, связаны, согласно ветхозаветному учению, с проникновением греха в жизнь человека. Иными словами, после первородного греха, корень которого кроется в эгоизме, люди, пребывая в иллюзии своей мудрости и всемогущества, заключили и продолжают заключать себя в свое болезненное самолюбие и превратили райское общество, основанное на любви, в стадо животных, где сильнейший подчиняет слабейшего своей эгоистической и подавляющей воле. Таким образом, обладавший большей физической силой мужчина подчинил себе более слабую женщину, создав устои и законы для своей мужской выгоды. Святой Григорий Богослов недаром искренне и правдиво скажет: «Мужчины были законодателями, потому и законодательство против женщин». Неравенство, несправедливость и эксплуатация достигли – и продолжают оставаться на этом уровне – такой степени, что «жизнь стала нестерпимой».

Пришествие Бога на землю имело целью и возрождение подлинности человеческих отношений, и восстановление достоинства «человека: как Иудея, так и грека; как раба, так и свободного; как мужеского пола, так и женского» (Гал. 3:28). Поэтому и Христос заклеймил и отверг извращенное представление о женщине, сформировавшееся на протяжении веков. Он с любовью встал рядом с ней, оценил и показал всем ее достоинства, защитил ее от произвола мужчин, как это произошло с блудницей,  провозглашая одновременно, что подлинная жизнь предоставляет одинаковые требования как к женщине, так и к мужчине. Кроме того, он открыл женщинам богословские таинства и, вознаграждая их верность и жертвенную любовь, явился перед ними первыми после Своего Святого Воскресения. Следовательно, Христос Своим учением и Своим примером дал женщине возможность вновь обрести свою «древнюю и первозданную красоту».

Естественно, Церковь продолжает следовать примеру Того, Кто особо чтил женщину. Столь чтил Он ее и столь возвысил, что сделал ее Своею Матерью, и в качестве первозданного и важнейшего средства прийти к человеку избрал главное женское предназначение – материнство.

В качестве примера приведу несколько положений и практик нашей Церкви, в которых проявляется защита и поддержка женщин против мужского произвола, а также провозглашение ею равенства обоих полов, которое не приводит, однако, к обезличенному уравниванию,  разрушающему красоту женского пола.

Так, отмена священной проституции Церковью и, прежде всего, вознесение института брака из обычного общественного и биологического установления в «великое таинство» и «таинство любви», усиливает положение женщины. Истинный брак  раскрывает, что разница мужчины и женщины не ведет к ее подчиненному и низшему положению, но к подлинной любви, которая, согласно Апостолу язычников Павлу, «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,  не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор. 13: 5-6). Подлинная любовь «все покрывает… и никогда не перестает».

Именно такая любовь и должна существовать между всеми людьми, но в особенности между супругами. В апостольском чтении, которое оглашается при совершении Таинства брака, есть и следующие слова: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:28-29). И завершая свои наставления супругам, Апостол Павел призывает их отказаться от отчуждающего поведения и достичь высот подлинного супружества, то есть жертвенной любви: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33).

Даже читая в Святых Книгах о самых близких супружеских отношениях, каждая женщина убеждается в том, что Церковь стоит на страже взаимоуважения, взаимопонимания и равенства между супругами, отвергая взгляд мужчины на женщину как на «орудие деторождения» и «сосуд наслаждения». Она также отмечает, что в церковных книгах женщина провозглашается подлинным су-пругом и со-ратником, когда церковь наставляет нас в том, что «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.  Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.  Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1Кор. 7:2-5).

Подход на равных к мужчине и женщине проявляется и в восприятии трудностей совместной жизни и  причин разводов:  «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, … и мужу не оставлять жены своей». И далее Апостол Павел пишет:  «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;  и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7:10-16).  Эти слова – не мысли современного философа или обществоведа, но наставления нашего христианского духовного отца, Апостола Павла, написанные почти две тысячи лет назад.

132387249_b3e7757b83

Продолжение следует…

Автор на новогреческом: матушка Варвара Калогеропулу-Металлину.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

Valid CSS!