Страница доступа для пользователей с частичной или полной потерей зрения
Α-
Α+

Христа ради юродивые – образцы морали и пастырства

Выбор редактора - 29 Января 2014
Пастырское богословие - 29 Января 2014
Архимандрит Павлос Пападопулос

Уважаемые читатели, настоящей статьей мы начинаем публикацию глубочайшего исследования архимандрита Павла Пападопулоса о положении Христа ради юродивых как моральных и пастырских образцов церковной жизни. Сегодняшняя статья содержит вводные замечания из вышеуказанного исследования.

ВВЕДЕНИЕ

Блаженство во Христе является, пожалуй, самой странной и потрясающей формой православной аскезы. Юродивый означает безумный. Так именовали человека особого, странного или причудливого, по мнению здравомыслящих, поведения. Его образ жизни, его внешность – все, кажется, соответствовало образу человека, который, в большей или меньшей степени, лишился рассудка [1]. Своего рода безумием во Христе “страдают” и монахи, которые встают на путь юродства-блаженства [2].

sal

Как известно, монашество является динамичным духовным устройством, которое оказало глубокое влияние на историю Церкви и ее положение в мире. Монахи, либо как аскеты в лаврах и киновийных (общежительных) монастырях, либо как отшельники в пустыне, становятся избранными членами Церкви, и, хотя внешне кажется, что они далеки от мира, они молятся и живут в этом мире и соприкасаются с его проблемами. В этом случае существует постоянная связь между миром и монахами.

Монахи возглавляют борьбу против ереси и поддерживают христиан в различных гонениях. Но были такие монахи и аскеты, которые удивили и даже потрясли мир, так как люди не в состоянии были сразу откликнуться на услышанное от аскета слово, когда тот строил себе отшельническую хижину и “долгоденствовал” на дереве (дендриты) или на “столпе” (столпники), или пребывал в полном безмолвии, молчальничестве и одиночестве (затворники).

Монахи, относящиеся к этой форме православного духовного делания, т.е. блаженству, отказались от своего достоинства, которое берет свое начало в человеческом разуме и добродетели, и, отказавшись от этого, наполнились доблестью, происходящей от смирения и веры [3]. Юродство (безумство) сочетает в себе отрешение от себя и героическую самоотверженность, так как ведет личную борьбу против самого сатаны и, как отмечает в своей статье Эрнст Бенц, “безустанно борется в одиночку”, вне безопасности монастыря [4]. Кроме того, святой Серафим Саровский, в связи с блаженством Пелагии (†1884) из Дивеевского монастыря, пишет: “Господь не призывает слабых на путь этот. Он выбирает самых смелых и сильных” [5].

Внутренняя реальность психической жизни юродивого полностью отличается от его внешнего образа. Это происходит потому, что безумство этого человека не является патологическим состоянием, понятием психопатической симптоматики, а выражением и подтверждением наличия редкого и даже яркого интеллектуального потенциала [7]. Это яркие святые Церкви, которые наполнены Божией благодатью и дарами Святого Духа. Они непрестанно молятся, постятся, бодрствуют, пророчествуют, они видят то, чего все остальные не видят, и чудодействуют. Они с добровольным безумием любят своего ближнего, болеют и страдают из-за его падения. По этой причине Церковь и признала в прошлом как святых, семь Христа ради Блаженных, память которых почитается наравне с другими святыми [8].

Евагрий Схоластик, говоря о положении общества блаженных, подчеркивает, в частности, их апатию [9] (бесстрасности, греч. α — без, πάθος — страсть – Прим. ред.), которая возвышается над мужским и женским естеством, стяжание бессмертной чистоты, испытание Божественной “смерти при жизни” и воскресения, которые являют суетному миру таких подвижников.

Полностью отойдя от страстей и, конечно, обладая в наибольшей степени умственной энергией и здравомыслием [10], юродивый живет в мире ради этого же мира, обычно в городах, бездомный [11] и оторванный от общества [12], изображая сумасшествие, представляя себя безумными и грешниками в обществе, опирающемся исключительно на логику и моральное достоинство. Безумство юродивых обычно проявляется через их странные и противоречивые поступки, имеющие цель оспорить обыденность морали и церковного устройства, которые утратили свою руководящую роль. Как и следовало ожидать, такие деяния вызывают жесткую реакцию со стороны многих верующих [13]. Но благодать, которой наделяется юродивый с принятием блаженства, направляет и подводит его к другому пути духовной аскезы, отличной от понимания не только мирских людей, но даже монахов. Иногда кажется, что своими поступками юродивые отказываются даже от аскетической добродетели [14].

Через свое своеобразное духовное делание Христа ради юродивые искореняют не только гордость, но и самого гордого дьявола. Согласно святоотеческому духовному опыту, великим расхитителем духовных трудов является диавол. И как раз от него следует скрывать свои достижения тем, кто идет по мистическому пути духовного трезвения. Юродство является не только “маской” и “личиной”, скрывающей истинно-духовный образ блаженного, но и способом смирения и самопрезрения, поношения перед людьми и демонами [15]. Своими “выходками” они обманывают и обыгрывают злых духов. Об этом нам говорит и Блаженный Андрей, Христа ради юродивый [16].  Поэтому демоны умоляют Господа не слать им более “таких тиранов” [17].

Христа ради юродивые являются необычайным случаем святости, потому что сами они, ведя крайне “унизительный” образ жизни, постигают смерть индивидуальности, и этот подвиг, растворяющий любую условность,  является воскресением к свободной жизни и любви.

Таким образом, юродство является крайне редким призванием, в котором нелегко отличить ложное от истинного, святость невинности от нечестивой аферы. И это потому, что есть некоторые лже-юродивые, которые претендуют на блаженство, дабы стяжать себе похвалы. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три пути, на которые не следует ступать без особого Божьего призвания: настоятельство, отшельничество и юродство Христа ради [19]. Лже-юродство бесполезно и разрушительно не только для других, но и для того, кто ему следует. Истинное во Христе блаженство в святости сердца улучшает условия жизни окружающих, помогая им пробуждаться от духовной летаргии, в которую он впали.

Духовное делание во Христе приемлемо не для всех [20]. Ведь сами великие блаженные святые отговаривали от этой аскезы тех, кто желал следовать за ними [21]. Авва Исаак Сирин, говоря об этой героической святости “беспорядочных душ, находящихся на самом деле в исключительном порядке” [22], приходит к выводу: “Да благословит нас Бог достичь такого безумства! [23]”

В этой работе мы постараемся развить тему свободы и чести Христа ради юродивых, которая внедрена в их жизнь и пастырство.

Но сначала мы познакомимся с 1-й главой, рассмотрим истинную этимологию слова “юродивый”, главным образом, юродство как форму духовного делания. Затем мы исследуем понятие “святости” и признание блаженных святых и их праведности. Во второй главе мы сконцентрируемся над самой главной частью работы, которая выходит за рамки обычного пастырского окормления блаженных Христа ради и свободы морали через их вызывающее для многих поведение.

Ссылки:

[1] Корнаракис Иoаннис, “Тарсо,  Христа ради юродивая”, Кельи святого Николая Буразери, 2-е изд ред Святой Афон 2004, стр. 97.

[2] Вл. Мартини Пан., “Юродство святого Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви”, (кандидатская диссертация), изд. Тинос, Афины 1988, стр.9.

[3] Евагрий Схоластик, История Церкви, том 1-й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, стр. 136-138.

[4] BENZ Е., «Heilige Narrheit», пер. Кириос, 3, 1938, стр. 9.

[5] Блаженная Пелагия Иванова, первод Ботци П, Афины 1996, стр. 136. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, Святой монастырь Пантократор (Вседержитель) Искупителя Христа, остров Корфу 2004, стр. 502.

[6] Ст. Балояннис “Мученичество юродства”, практика собора: Матерь наша Православная Церковь, Святой монастырь Салоники 1994, стр. 352.

[7] Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 97.

[8] Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 98.

[9] Евагрий Схоластик, История Церкви, том 1-й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисиу (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, там же, стр. 513, Пасху В.П., Эрос православия, изд. Апостольской диаконии Греческой Церкви, Афины 41987, стр. 438.

[10] См. Ответ харизматического старца ученику, который добровольно стал на путь блаженства: “Чтобы стать Христа ради юродивым, необходимо обладать разумом, дабы воздалось тебе”. “Херувим Святовасилий”, Якорь надежды, Монастырь Иерапитнис, стр. 33.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Valid CSS!