Warning: getimagesize(): Filename cannot be empty in /var/www/pemptusia/data/www/pemptousia.ru/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306
Страница доступа для пользователей с частичной или полной потерей зрения
Α-
Α+

Старец Филофей Зервакос – святой подвижник Лонговардского монастыря острова Парос (Часть 3)

Личности - 14 Мая 2015

Продолжение, См. Часть 2.

Пресвитер, архимандрит, проповедник.

Как сообщает старец в письме от 13 июня 1912 г. к своему духовнику Матфею Каракаллину, по настоянию игумена и отцов монастыря, 22 апреля 1912 г. (в воскресенье самаритянки) он был рукоположен в Афинах епископом Трифильским и Олимпии отцом Гавриилом в священнический сан.

gefize2-563x600

21 октября 1913 г. митрополитом Паронаксия Иерофеем он был возведен в сан архимандрита. С тех пор он стал принимать исповеди и произносить проповеди на островах Парос, Наксос, затем на Сиросе, Тиносе, а также в Афинах. А с 1916 г. (в возрасте 32 лет) и в остальных частях Греции.

В 1917 г. старец отправился к себе на родину, где проповедовал Слово Божие во многих провинциальных городах. В 1920 г. он поехал на Пелопоннес, где проповедовал в городах Триполи и Спарте, а также в близлежащих селах. В том же году он посетил остров Сифнос.

В 1921 г. в Великий пост он проповедовал и исповедовал на Тиносе, Сиросе, в Афинах и Волосе. Летом старец проповедовал слово Божие в Афинах, в Пирее, на Хиосе и на Чешме (остров напротив Хиоса). В следующем году он пребывает в Итее, Десфине, в Арахове, Хрисо и Галаксиди. В 1923 г. старец Филофей отправляется в Афины и на Пелопоннес.

На Святой Земле, в Синае, Египте и Греции.

В марте 1924 г. старец совершил большую поездку. Поездка эта имела своей отправной точкой острова Наксос, Сирос, затем Афины, Крит, Александрия, Палестина, Аравия, Египет и Синай. В Палестине он обошел все святыни, а на Синае провел литургию в часовне Неопалимой Купины. Именно здесь он написал множество писем, адресованных, в частности, старцу Иерофею:

1) Из Святого города Сион – от 8 апреля 1924 г.

2) Из Иерусалима – от 20 апреля 1924 г.

3) Из Иерусалима – от 24 апреля 1924 г.

4) С Суэцкого Канала – 20 мая 1924 г.

5) С Синая – 4 июня 1924 г.

6) С побережья Красного моря – 11 июня 1924 г.

7) Из Каира – 25 июня 1924 г.

После возвращения в Афины старец отправился на Святой Афон. Он проповедовал и исповедовал в 1926 г. в Салониках, Волосе, Макринице, Каналья и на острове Скиафос.

Игуменство в монастыре.

В 1926 г. старец отправился на остров Корфу (Керкира). В 1930 г. почил о Господе его духовный отец старец Иерофей, оставив в качестве своего преемника старца Филофея, на что сразу дали свое согласие отцы монастыря. Поначалу старец Филофей очень просил игумена определить на это место кого-то другого, более достойного, но игумена невозможно было отговорить. Но, даже пребывая на этом посту, старец Филофей не оставлял своей прежней деятельности. В 1933 г. (в возрасте 40 лет) он прибыл в Калавриту, где паломничал в Святой Лавре и Великой Пещере. Оттуда он отбывает в Кефалонию, к святому Герасиму, а затем на остров Закинф, к святому Дионисию.

В 1934 г. старец отправляется в Константинополь (это были времена правления Патриарха Фотия), где проповедует и работает во многих местностях. Он попытался лично встретиться с Кемалем Ататюрком (правителем Турции), чтобы поговорить с ним о христианстве (тот уже отказался от ислама). Но патриарх Фотий удержал его от этого. Позже старец Филофей хотел написать ему из Греции, но не успел – Кемаль умер.

В 1935 г., во время Великого поста, вместе с митрополитами Фокиды Иоакимом и Этолокарнании Иерофеем он проповедует в районах Амфисса и Aгринио. В мае того же года проповедует в Метеоре (Каламбака), в Трикале, Кардице и Ларисе. В октябре принимает участие в празднестве Святого Димитрия в Салониках, а оттуда прибывает в Килкис. Затем проповедует в Волосе, на Хиосе и на Пелопоннесе.

В 1936 г. он был приглашен митрополитами Калавриты и Эгиалеас во время Великого Поста, и приехал в Эгио. В октябре он прибывает в город Патры, где проповедует в храмах св. Андрея, св. Димитрия и Панданасса. Оттуда отправляется в Кефалонию, а затем – в Aгринио. В следующем году он вновь оказывается в Патрах, его принимают в провинции Румели, в Афинах и Пирее. В мае 1938 г. он наставляет христианскую паству в Афинах, в сентябре – на Сифносе, в октябре – вновь в Афинах, оттуда он отправляется к себе на родину. В том же году он посещает монастырь святого Лука в Ливадье и монастырь пророка Ильи на острове Идра. В мае 1940 г. он совершает поездки по Аттике. А в октябре того же года Итало-греческая война застает его на острове Сирос.

Военный и послевоенный период.

Тяготы и лишения оккупации привели многих людей в монастырь. Роль монаха сменилась ролью утешителя. Три брата из монастыря ежедневно готовили благотворительные обеды. Они отводили голодающих в трапезу по 50 человек. От 150 до 200 жителей ежедневно получали пищу в монастыре, и если бы не поддержка обители, от голода могли бы умереть около 1500 человек.

14 мая 1944 г. немцами были приговорены к смертной казни 125 человек. Отец Филофей заступился за них перед немецким комиссаром, предотвратив, таким образом, исполнение этого приговора.

После оккупации отец Филофей продолжал совершать миссионерские поездки в другие части Греции для проповеди и духовного окормления народа Божия. Но возраст брал свое, ему было за восемьдесят, но, несмотря ни на что, он продолжал свою миссионерскую деятельность.

Успение старца Филофея.

В начале 1979 г. старец Филофей тяжело заболел. А 7 мая 1980 г. (в возрасте 96 лет), находясь в своей келье в Фапсане на острове Парос, он и вовсе слег. В 6 утра 8 мая 1980 г. святые Ангелы обрели благословенную душу старца, предназначенную для вечного покоя.

Кончина раба Господня была блаженной и святой. В момент предания своей души в руки Господа, он пел: “Христос воскресе”… Пресса Кикладских островов опубликовала хвалебную статью в честь блаженного проповедника. За этим последовали материалы в десятках религиозных журналах и газетах.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Valid CSS!