Страница доступа для пользователей с частичной или полной потерей зрения
Α-
Α+

Лукиан Антиохийский

Синаксарь «Пемптусия» - 28 Октября 2014

День памяти: 15/28 октября

Святой священномученик Лукиан [1] родился в благочестивой семье. Когда родители его ушли из жизни – Лукиану на тот момент было двенадцать лет – он раздал свое имущество бедным и стал усердно заниматься изучением Священного Писания. Так он смог привести к вере во Христа многих иудеев и язычников.

[caption id="attachment_31156" align="aligncenter" width="200"]Лукиан Антиохийский Святой Лукиан пресвитер[/caption]

Отличаясь великим усердием и талантом, Лукиан преуспел в богословии. Кроме того, уже с детских лет он выделялся своей богобоязненностью и благочестивой жизнью [2]. Так он обрел известность и был рукоположен в пресвитеры церкви Антиохии Великой [3]. Однако впоследствии он оставил Антиохию и отправился в малоазийскую Никомидию. Здесь он утвердил в вере некоторых христиан, которые, страшась мучений, усомнились в ней, и подготовил их к борьбе и мученическому венцу.

Святой Лукиан, будучи человеком эрудированным, знатоком каллиграфии и стенографии, оставил Никомидийской церкви важный труд – книгу, каждая страница которой имела три столбца и содержала весь Ветхий и Новый Заветы [3]. Но святым он стал по своим добродетелям. Он настолько возвысился над человеческой природой, что, идя по городу, мог быть увиденным лишь теми, кем хотел, для остальных оставаясь незаметным.

Молва об удивительных качествах святого Лукиана дошла и до императора Максимиана (286-305), которой по этой причине пожелал его увидеть. Однако некоторые советники императора сказали ему, что, увидев лицо святого, он и сам рискует стать христианином. Услышав такие предостережения, император побоялся говорить с Лукианом с глазу на глаз и во время их беседы находился за ширмой. В ходе разговора император понял, что святой ни при каких обстоятельствах не отречется с Христа. После чего тиран приказал предать его неслыханным и страшным мучениям, которые святой выдержал с поразительным терпением. В конце концов, Максимиан повелел запереть его в темнице и оставить там без еды и питья, чтобы святой умер от голода и жажды.

Так святой мученик Лукиан, лишенный в темнице на протяжении многих дней еды и питья, предал дух свой в руки Господа и почил с неувядаемым мученическим венцом [4].

Честные мощи святого по приказу императора язычники бросили в море, привязав к ним камень, чтобы под его весом они опустились на дно. Однако Божественной силой камень отвязался, а мощи подхватил дельфин и на своей спине вынес на сушу. Оттуда их забрали христиане, ученики святого, и торжественно погребли их в почетном месте. Впоследствии святая Елена воздвигла здесь прекрасный храм в честь святого Лукиана.

Примечания:

  1. Святой священномученик Лукиан родился в Самосате Сирийской, городе, находящемся на правом берегу Евфрата. Он обучался в известной Богословской школе Эдессы Сирийской. В середине III века святой поселился в Антиохии. Здесь он рукоположился в пресвитеры и основал знаменитую Антиохийскую Богословскую Школу. В этой школе применялся исторический и грамматический метод исследования Священного Писания.
  2. Церковный историк Евсевий писал, что Лукиан являлся “мужем совершенной жизни, сдержанным и сосредоточенным на святом учении”.
  3. Священномученик Лукиан с особым усердием занимался изучением Священного Писания. Он взялся за сложнейшую работу – критическую правку текста Септуагинты и Нового Завета. Канонические тексты Нового Завета, по крайней мере, четырех Евангелий, которые сегодня широко используются в Церкви, по всей вероятности, являются результатом работы святого Лукиана. Пространные отрывки из критического труда Лукиана можно найти в произведениях Златоуста и Феодорита Кирского. Перу Лукиана также принадлежали письма и сочинения “О вере”, “Символ Веры”, которые были утеряны и не дошли до нас.
  4. Святой Лукиан принял мученическую смерть в 312 году в период гонений на христиан, которые развернул император Максимин (307-313). Синаксарий ошибочно сообщает, что святой пострадал в годы правления Максимиана (286-305).

Литса Хатзифоти

Источник: ежемесячный журнал Священного Синода Греческой Церкви “Εφημέριος”. Выпуск 60, Т. 90, С. 23-24.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Valid CSS!