Почему люди посещают Святую Гору

27 октября 2011

Мировой форум «диалог цивилизаций» открыл в пятницу в австрийском Зальцбурге конференцию «Вклад Афона в европейскую духовную и интеллектуальную традицию».

С коротким приветствием к присутствующим обратились: президент форума В. Якунин и бывший секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер, которые подчеркнули необходимость возвращения к нашим духовным корням, в чем непосредственную помощь может оказать Афон с его более чем тысячелетним духовным опытом.

С кратким докладом выступил также настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем, который подчеркнул, что основная причина проблем современного человека – духовное разделение, которое он постоянно испытывает из-за отсутствия мира в сердце.

Также отец Ефрем метко заметил, что под миром мы понимаем не отсутствие войны, но мир как личность и этой личностью является ни кто иной, как Иисус Христос.

В завершение докладчик отметил, что Святая Гора Афон может оказать непосредственную помощь современному человеку для того, чтобы выйти из кромешной тьмы этого тупика.

Необходимо отметить, что краткое послание зачитал и представитель митрополита Волоколамского Илариона.

Кроме того, с приветствием обратилась принцесса Сербская Екатерина. В своем слове она выразила обеспокоенность опасностью, которой подвергается Афон со стороны Европейского Союза, и что права Святой Горы должны сохраниться в неприкосновенности, чтобы она не превратилась в один из туристических центров, а монастыри в двадцать больших музеев. Докладчик также подчеркнула, что именно это особое монашеское устройство и жизнь монахов делают Афон уникальным явлением.

Форум продолжился музыкальной программой: выступлением византийского хора «Тропос» под руководством прекрасного дирижера К. Ангелиди и ансамбля русской духовной музыки «Светилен» из России.

Церемония открытия мероприятия завершилась выставкой фотографий, посвященных Святой Горе Афон.

Сегодня, в субботу 9 июля 2011 года настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем представил доклад на тему «Почему люди посещают Святую Гору. Смысл ее существования в современном мире».

Ниже приводится выступление игумена Ватопедского монастыря:

Зальцбург, 9 июля 2011 года

С богословской точки зрения Святая Гора – это по преимуществу место святости. С социальной, святогорское государство – это древнейшая республика, которая продолжает действовать с момента ее основания и поныне.

Жизнь и традиция на Афоне никогда не прерывались. Не было такого периода, когда он утрачивал свою идентичность или забывал о своей миссии в Церкви и мире. Его миссия – создавать подлинного человека по подобию Божию, то есть святых, развивая и распространяя живую традицию обожения в мире.

Святая Гора отличается уникальностью жизни, скрывает тайну, силу к возрождению, которая направляет к Небу. Потому и многие паломники, которые приезжают сюда, да и те, кто имеют какое-то общение или какую-то связь с Афоном, обретают свой внутренний духовный покой и полноту.

Важное место в деятельности афонского общежития занимает прием паломников. Невозможно представить себе ни один монастырь Святой Горы без паломников. Монашеские учреждения, по сути, принадлежат паломникам, народу Божию.

Монахи в любом монастыре являются его временными жителями и распорядителями на какое-то время, а затем передают как само место, так и дух монастыря следующему поколению монахов как священный завет, чтобы те содержали его и продолжали его традиции, так чтобы сюда приезжали и отдыхали паломники.

Несмотря на то, что Святая Гора является неотъемлемой частью греческого государства и находится под духовным покровительством Вселенского Патриархата, она носит вселенский характер. Афонские монахи – выходцы из разных стран.

Да и приезжающих на Афон называют не посетителями, а паломниками, потому что они совершают не увеселительную поездку, а приезжают поклониться местным святыням, приезжают из всех частей света, представляя разные культурные, духовные и даже религиозные традиции.

В прошлом 2010 году наш монастырь предоставил ночлег 40 000 паломникам.

В лице любого паломника афонские монахи видят не просто какого-то человека, но образ Божий, самого Бога. Как говорит авва Аполлос о приеме братий: «Когда приходят братья, нужно с уважением поклониться. В этот момент мы кланяемся Богу, а не им. Потому он и говорит, что «увидеть брата своего – значит увидеть Бога».

В лице ближнего монахи узнают Бога, а потому совершают свое служение с радостью, смирение и любовью. Эта любовь бескорыстна, носит жертвенный характер. Монах ничего не ожидает получить от паломника.

Паломник не платит за оказываемое ему гостеприимство. Монаху, который несет послушание, никто не платит, и он никак не соприкасается с деньгами. Гостеприимство в монастырях Святой Горы оказывается бесплатно, потому что так хочет Хозяйка этого места, Игумения Святой Горы – Госпожа Богородица.

Все это настолько человечно, настолько просто, но, тем не менее, почти неизвестно сегодня в светском обществе. Бескорыстная любовь, которая на самом деле только и есть истинная любовь, явленная в мире Христом, не только перестала существовать, но очень часто почитается людьми за безумие.

Деньги, целесообразность, эксплуатация человека человеком возведены в цель и идеал современного общества. Потому дух и нрав Святой Горы, который являются духом и нравом бескорыстной любви, приходят, как плодородная духовная роса, с целью улучшить и очеловечить жизнь в мире.

Это единственное общество, цель которого и свободно выбранный идеал – бескорыстная любовь, любовь во Христе, и отход от нее считает грехом.

Это общество, которое выбрало в качестве идеала то, что может действительно духовно объединять людей, а не то, что уже с самого начала гарантирует разделение среди них, то есть корыстолюбие и эксплуатацию ради прибыли.

Другая любезность, которую оказывают афонские обители паломникам – поклонение святым мощам и чудотворным иконам, что бывает в рамках экскурсии по главному монастырскому собору Кафоликону.

Потому что нет на земле ничего более драгоценного и важного, чем присутствие святых, которое постоянно обеспечивается в мире благодаря их мощам. В этом и состоит цель Церкви – порождать святых.

В мощах святых обитает благодать Божия – эта нетварная энергия, излияние Божественного Бытия. Прикладываясь к этим святым мощам, паломник принимает даром божественную Благодать.

На Святой Горе паломник имеет благословение прикоснуться к мощам многих великих святых нашей Церкви.

В нашей обители хранятся более двухсот частиц святых мощей, таких как: святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, Иоанна Предтечи, святых апостолов Андрея Первозванного и Варфоломея, великомученика Пантелеимона, Иакова Персиянина, и, конечно, самая главная святыня, — Честной Пояс Божией Матери.

Один паломник, испытывавший проблемы с руками, которые были парализованы, так что он не мог ими пошевелить, приложившись к Честному Поясу в нашем монастыре сразу же исцелился.

А у другого была серьезная проблема с поясницей. Приложившись к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», одной из семи чудотворных икон, пребывающих в нашем монастыре, он почувствовал, как его как будто прошиб электрический разряд, и в тот же момент он исцелился

Прикладываясь к святым мощам, многие паломники, нашего монастыря ощущают благоухание. Это благоухание имеет не естественное происхождение, мы не поливаем святые мощи ни одеколоном, ни духами. Источник этого сверхъестественного благоухания – Благодать Святого Духа.

Паломникам предлагается и поучение. Обычно послушание произносить поучение возлагается на старца монастыря, хотя какой-либо брат всякий раз по поручению старца может обращаться со словом на собраниях паломников.

Там обсуждаются вопросы практического характера, имеющие отношение к духовному назиданию паломников, и даются ответы на вопросы и недоумения самих паломников.

Богословское слово или беседа имеет разные степени. Назовем некоторые виды богословской беседы.

Вначале идет катехизическая беседа. Это слово может произнести богословски образованный человек перед слушателями, не имея соответствующего опыта. Однако и она может принести пользу слушателям, как указывал Христос: «все, что они велят соблюдать вам, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте».

В качестве второй ступени можно считать опытное слово, когда оно является выражением и изложением, порождением ума, который опытно соединяется и общается с воипостасным Богом Словом.

Это слово «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа», способно исцелить и возродить «труждающиеся и обремененные» сердца людей. Отеческое слово – это, в основном, опытное слово, которое имеет непреходящую духовную силу и вечную огромную ценность.

Но есть еще одна высшая ступень слова – рассудительное слово. Речь идет об особой, откровенной беседе, обращенной харизматичным старцем лично христианину. К этой категории рассудительного, проницательного слова относится и случай, описанный в Отечнике, когда некто с болью настойчиво просит авву Евпрепия: «авва, скажи слово, как мне спастись?»

Подобное рассудительное отеческое слово может стать источником подлинного вдохновения и духовного подкрепления паломника.

Вне Афона я встретил одного мирянина, который ведет духовный подвиг, и он поведал мне, что уже три года не был на Святой Горе, но все эти три года его духовно поддерживало слово, обращенное к нему тогда одним афонским монахом.

Совершенное, идеальное состояние в таинстве божественной исповеди это когда духовник предлагает рассудительное слово, а исповедник с послушанием воспринимает его. Здесь необходимо заметить, что большинство христиан впервые исповедуются в каком-нибудь монастыре.

Сколько паломников вернулись домой «в ином образе», обновленные, преображенные Благодатью Божией! Скольких разводов удалось избежать и сколько разделенных семей обрели желанное единство и теплую любовь при участии добродетельной жизни афонского духовника!

А сколько паломников, соприкоснувшись с харизматичным духовником, не находили выход из терзавших и мучивших их годами тупиковых проблем?

Паломник, останавливающийся в афонском монастыре на один или несколько дней, с необходимостью будет общаться с братией монастыря, увидит их общежительный образ жизни, и по силе будет подражать ему.

«Общежительный монастырь это совершенная евангельская община лика апостолов, мучениколюбивых первых христиан, добрых подвижников благочестия, основное попечение которых – беспопечительность отрешенной от суеты мира жизни во Христе».

По характерному выражению нашего приснопамятного старца Иосифа, общежительный монастырь — это «небо на земле: хотя общежительная обитель существует во времени и пространстве и находится в мире сем, но она не от мира сего».

В мире, который погружен в мимолетную суету и исполнен волнениями и тревогами повседневной жизни с многочисленными трудностями и безвыходными ситуациями, не задумываясь о том, что может быть существует и что-то иное, отличное от повседневного, что может дать ответ на вопросы, терзающие и мучащие его, Святая Гора Афон открывает новые перспективы жизни.

В одномерной плоской жизни она предлагает устремленное ввысь многомерное общение с Богом и Его святыми: совершенно отличным и очень часто противоположным светскому образом взирая на вещи, она действительно освещает запутанную и исполненную безвыходных ситуаций мирскую жизнь.

Таким образом, человек может, в конце концов, не только положительным образом воспользоваться благоприятными условиями жизни, но и творчески встретить трудные обстоятельства, неудачи, беды, да и саму смерть.

Афон предлагает такой способ жизни, который в конечном итоге освобождает человека от страха смерти со всеми его болезненными последствиями и делает его подлинно свободным.

На Святую Гору, как и вообще в любой православный монастырь, приходят люди, оставляющие мир и мирской образ жизни. Это явление может рассматриваться, да с одной стороны, так оно есть, как антиобщественное.

Но отличают его существенным образом от любого антисобщественного явления следующие черты.

Монах оставляет мир не из-за вражды к нему, но из-за любви ко Христу и желания более полного с Ним общения, а через Него и со всем миром. Он отрицается не мира и общества, но мирских помыслов, ведь потому-то он и ищет истинного общения во Христе.

Так монашеская община, и особенно общежитие Святой Горы Афон, представляют собой «своего рода «антиобщество», которое не заключая в себе понятия противоречия по отношению к мирскому обществу, создает предпосылки для более последовательной христианской жизни, когда человек переживает свою социальность объемно и уравновешенно, в его горизонтальном и вертикальном измерении.

Монашество предлагает образец жизни. В частности, общежительное монашество выражает квинтэссенцию Православия.

Можно сказать, что все общество верующих, как это отмечает и преподобный Феодор Студит, является «общежительной Церковью».

А монашеское общежитие представляет собой наиболее последовательную попытку ее исторической реализации». Византийские императоры становились ктиторами, дарителями и благодетелями монастырей Святой Горы Афон потому, что знали пользу, которую принесет обществу создание обителей.

Духовная закваска, которую предлагает обществу общежительный монастырь, способна заквасить все общество к большей пользе. Можно ли представить, чтобы тот, кто получил заповедь от Христа «любить своего врага» нанес вред обществу?

Можно ли представить, чтобы тот, кто получил заповедь «быть святым», быть гражданином «небесного отечества», подвизающимся для достижения обожения, не был бы одновременно прекрасным и добрым гражданином отечества земного?

Общежительный монастырь – это мастерская добродетели и святости. Как подчеркивал блаженный старец Иосиф Исизаст: «истинный монах – это плод Святого Духа».

Этот тот, кто подлинно обретает в своем сердце сначала самого себя, а затем Бога, а рядом с Ним – весь мир. Сегодня на Афоне есть монахи, которые забыли самих себя, они не молятся о себе, но непрестанно часами молятся о мире.

Это и есть самый существенный вклад афонского монашества – молитва о мире и спасении всего мира. Паломник, который соприкасается с этими монахами, даже если он и не будет говорить с ними, получит пользу от их присутствия

В Отечнике есть рассказ о трех братьях, которые имели обыкновение приходить к Антонию Великому и задавать ему волновавшие их вопросы о духовной жизни. Один из них всегда молчал и никогда ни о чем не спрашивал авву Антонию. И как-то раз авва Антоний сам спросил этого брата: «Вот, столько времени приходишь ты сюда и никогда не спрашивал меня». А брат ответил: «Достаточно для меня только смотреть на тебя, отче».

Паломник, который следует распорядку жизни монастыря, приходит и на службы. В Кафоликоне афонского монастыря он участвует в разумной и мысленной службе, которая приносится Богу «едиными усты и единым сердцем».

Служение Богу, это дело не человека, но есть таинство, превосходящее человеческий разум. Богослужение – это действие Святого Духа в Церкви. Богослужение совершается «со всеми святыми». На нем присутствуют не только монахи, клирики и паломники, но и святые, ангелы, Божия Матерь и Христос. Это тайноводствие, которое возвышает и преображает человека.

Несколько лет назад один четырехлетний ребеночек видел в алтаре Кафоликона нашего монастыря множество ангелов, которые, конечно, были невидимы многим, но, однако, они были.

Подобный опыт часто имели и многие святые служители алтаря. Но каждый в зависимости о того, сколько может принять, и собственной чистоты, получает и свою награду. Сколькие не заходили в храм в состоянии помрачения, возбуждения и тревожного ожидания, с чувством отчаяния, а выходили просвещенными в мире и радости!

Святая Гора Афон действует как духовная лечебница. Она является лечебным центром и духовным оазисом в пустыни безбожного мира, мира дезориентации и абсурда. Это перст, указующий на небо, который делают безопасным наш путь к Отцу.

Блаженной памяти старец Паисий говорил, что «если бы люди почаще бывали в монастырях и завязывали духовные отношения с монахами, тогда бы закрылись многие психбольницы». В монастыре монах подвизается для достижения святости, он призван действовать как закваска для духовного преуспеяния и спасения мира.

Нет ничего более значительного и важного для человека, как его спасение.

Человек любой эпохи, и намного более современный человек, пребывает в состоянии духовного разделения, раздробления, полного отчуждения от самого себя. Ему необходимо исправление, восстановление и спасение. Он должны стать цельным, обрести самого себя, истинного человека.

Именно это спасение столь необходимо современному человеку, и он может познакомиться с ним и вкусить его в благословенном и освященном Уделе Божией Матери – Святой Горе Афон.

Источник: romfea.gr

Фотоматериалы: mospat.ru

Публикации
Закладки