Святые Савва и Симеон в Ватопедском монастыре

13 октября 2011

 

Связи Ватопедского монастыря с Хиландарским, в частности, и с Сербией вообще – весьма прочны, благодаря святым Савве, Архиепископу Сербскому, и Симеону Мироточивому. Растко Неманя (1169-1236) был сыном великого жупана, то есть императора и создателя сербского государства Стефана Немани, впоследствии монаха Симеона*1. В возрасте шестнадцати лет, испытывая сильной желание ангельского жительства, монашеской жизни, сердце его, уязвленное божественной любовью ко Христу, оставляет все мирские богатства, власть, материальные удобства, человеческую славу, благочестивейших и достойных любви родителей, он приходит на Афон в монастырь Святого Великомученика Пантелеимона, где после полного перипетий преследования слугами своего отца, жупана, он спешно принимает монашество с именем Савва.

В монастыре Святого Пантелеимона он пробыл несколько месяцев. Когда вместе со своим игуменом он пришел в Ватопедский монастырь на престольный праздник Благовещения 25 марта 1186 года, то, впечатленный обителью, жизнью братии и существовавшими там общежительными порядками, с обоюдного благословения настоятелей Пантелеимонова и Ватопедского монастырей, старца Феостирикта *2, а также прота Святой Горы Афон старца Митрофана *3, Стефан принял решение поселиться там *4. Он пробыл в монастыре более двенадцати лет подряд, по меньшей мере, до июня 1198 года.

Святой Савва стал послушником у преподобного старца иеромонаха Макария, который «славился своими делами и был всем известен»*5. Производит впечатление тот факт, что Савва стал послушником не у старца Феостирикта, который был настоятелем обители, но старца Макария. В тот период монастырь наверняка держался общежительного устава, но, очевидно, что из-за множества братии, число которой приближалось к восьмистам человек, игумен, наверное, поручил кому-то духовное руководство послушниками. Очевидно, что наиболее добродетельным и оделенным дарованиями из тех духовных отцов был старец Макарий, почему ему и был дан Савва. Когда позднее Савва столкнулся с искушением удалиться на безмолвие, мы видим, что он обратился не к старцу Макарию, а к игумену монастыря – старцу Феостирикту, потому что именно он должен был дать законное благословение, и который, в качестве совета, подчеркнул, что так скоро ему не стоит оставлять киновийную жизнь *6. Следовательно, монастырь был киновиальным.

Хотя Савва и был принцем, сыном великого жупана Сервии и мог бы вести более расслабленную и удобную монашескую жизнь, но он предпочел узкий путь послушания и отсечения собственной воли. «Всем своим сердцем он желал, чтобы для него не делали различий, как для сына жупана. То есть он хотел быть простым, обычным монахом, равным и подобным всем прочим в посте, молитве, бдении и всех монастырских послушаниях. Потому он и исполнял все со смирением и ревностью»*7. Он полюбил злострадание, и первые семь лет пребывания в обители ходил босой, и даже путь в отдаленные и труднодоступные части Афона он проделывал босыми ногами *8. Он прошел через все практические послушания в монастыре. Благодаря «нелицемерному послушанию», как его называет преподобный Иоанн Синаит, став на молитву, подвижник исполняется света и радости *9, оно ведет его к смирению, очищению сердца от страстей. Савва нес послушания «в церкви, в поварне, в архонтарике. Был гребцом на лодках с грузами, рыбачил, пек хлеб, трудился в поле и в виноградниках, собирал маслины и смоквы, рубил лес, посылался гонцом к проту и в другие монастыри, участвовал в богослужениях в качестве чтеца и певчего. Он всем и всегда был готов помочь. Всегда улыбался, никогда не уставал и никому не жаловался на усталость. Его выразительные голубые глаза источали искренность и дружелюбие. Подобно тому, как он был самым любимым принцем при дворе отца, так в Ватопеде он стал самым любимым монахом»*10.

Помимо выполнения послушаний, преподобный Савва упражнялся и в умном делании, в мысленном призывании имени Христова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Конечно, помимо духовного руководства в этом вопросе, оказываемого ему святым старцем, так как Савва имел послушание периодически носить монахам-отшельникам Святой Горы еду и другое необходимое, он входил в контакт с подвижниками, главным занятием которых был трезвение, упражнение в умной молитве, и многое узнавал о молитве от этих опытных и непрелестных старцев *11.

Наверняка преподобный Савва находил удобные места для упражнения в молитве и в Ватопеде. Примерно три месяца назад при работах по реставрации Преображенской башни нашей обители мы обнаружили два помещения для затвора (энглистра – по греч. – прим. пер.), в одном из которых была надпись красного цвета, сделанная императорским каллиграфическим письмом «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Возможно в них подвизались преподобные Саввы и Симеон, поскольку эта башня и часовня построены на их пожертвования и, согласно преданию, они жили там, в кельях башни.

Приблизительно в конце 1195 года преподобный Савва послал своим родителем проникновенное письмо, в котором советовал им принять монашеский постриг. Своему отцу, жупану, он писал буквально следующее: «И подобно тому, как во время своего правления ты сподобился получить апостольские дарования, таким же образом сподобишься и сейчас в пустыне приять подвижнические благословения через смирение монашеской жизни»*12. И действительно, прочитав это письмо, его отец, великий жупан Стефан Неманя, отрекается от престола и передает царство своему сыну Стефану, сам же принимает постриг с именем Симеон, а его супруга, Анна, с именем Анастасия в день Благовещения Божией Матери в 1196 году в монастыре Студеница.

8 октября 1197 года преподобный Симеон выезжает из Сербии в Ватопедский монастырь, чтобы встретиться со своим сыном Саввой. Встреча, сопровождаемая огромной радостью и волнением, благодарением и славословием Бога, состоялась в Ватопедской обители 2 ноября 1197 года. Старцу, бывшему великому сербскому жупану, был оказан особый великий почет. 3/16 ноября 1997 года в нашей обители торжественно отмечалась восьмисотлетие встречи двух святых совершением всеправославного архиерейского богослужения, в котором приняли участие пятеро сербских архиереев вместе с игуменом Студеницкого монастыря. Также присутствовали тогдашний министр по делам церкви Сербии и декан богословского факультета Белградского университета.

Два основных биографа преподобного Саввы, Дометиан, его современник, и Феодосий, живший в конце XIII века, говорят о том, что преподобный Савва получил от духовного собора Ватопедского монастыря титул «второго ктитора Ватопеда» *13. Первоначально на деньги, присланные его отцом, великим жупаном, он выстроил три башни с часовнями Преображенской, святителя Иоанна Златоуста и Рождества Богородицы. Он построил два двух- или трехэтажных здания для жительства монахов. Также восстановил множество других подсобных помещений *14. После того, как в обители поселился преподобный Симеон, привезший с собой много денег, на втором этапе были построены часовни свв. Бессребренников, Иоанна Предтечи и Трех Святителей. «Были также построены дома для братии и приема паломников; восстановлен монастырь/подворье Просфорион, разрушенный пиратами и разбойниками. затем были насаждены виноградники и сады. Потому и не выглядит странным, что позднее, как новых ктиторов Ватопедского монастыря, их портреты в полный рост были написаны в притворе Кафоликона»*15.

«В эпоху жизни святых монастырь процветал, а число монахов достигло восьмисот (800) человек»*16. В то время вся Святая Гора была облагодетельствована благодаря присутствию преподобных Саввы и Симеона. Они помогли материально и внесли богатые пожертвования во все обители.

Движимые божественным промыслом, когда узнали, что в том месте, где находится одна из пасек Ватопедского монастыря, есть разрушенный монастырек, преподобные Савва и Симеон испросили его у ватопедских отцов, чтобы «сделать его местом постоянного проживания монахов, их соотечественников, ради духовной поддержки своего народа» *17. Несмотря на первоначальный протест братии против ухода преподобных, было принято предложение игумена Феостирикта, сказавшего: «Мы получили от них столько богатых даров, а сейчас не позволяем их покинуть нас. Давайте отдадим им Хиландар, который находится в зависимости от Ватопеда, и тогда они навсегда останутся нашими друзьями»*18. В июня 1198 года хрисовулом императора Алексия III Ангела Хиландарский монастырь переходит под власть и управление преподобных Саввы и Симеона. Таким образом, Ватопедский и Хиландарский монастыри считаются монастырями-побратимами. А потому престольный праздник одного из монастырей в качестве игумена возглавляет игумен второго монастыря.

Преподобный Симеон не прожил в Хиландарском монастыре и года, как 13 февраля 1119 года преподобнически преставился. Последними его словами были: «благословен еси Господи, всякое дыхание да хвалит Господа». Во время годичного поминовения, на котором помимо преподобного Саввы присутствовал и прот Святой Горы, старец Дометий, гроб преподобного Симеона замироточил *21. Это мироточение продолжалось многие годы и после перенесения его святых мощей в 1207 году в Студеницкий монастырь. Мироточение является доказательством великой чистоты святого и великого к нему благоволения Божия.

В 1219 в Константинополе в присутствии византийского императора Феодора Ι Ласкариса Вселенский Патриарх Эммануил рукополагает преподобного Савву, и он становится первым сербом Архиепископом Сербии. Архиепископской кафедрой он избрал Жичский монастырь, где мы сейчас находимся. 14 января 1236 года он преставился со словами: «Слава Богу за все».

Опираясь на афонские традиции, которых и как эталон неизменно придерживался Хиландар, преподобный Савва развил в своей стране громадную и уникальную миссионерскую деятельность. Хиландарская обитель стала духовным центром сербской нации, первым сербским училищем наук, искусств и духовной и национальной культуры сербов вообще. Из этого монастыря вышло большинство образованных и добродетельных сербских священнослужителей, епископов, архиепископов и других сербских ученых мужей *22. Существовала традиция, опиравшаяся на благословение святителя Саввы, которая держалась двести лет, чтобы каждый Архиепископ Сербский был постриженником Хиландарского монастыря. Кстати, десять из них причислены к лику святых Православной Церкви *23.

Однако действительная заслуга Ватопедского монастыря перед сербским народом заключается не в помощи в основании Хиландарской обители, хотя и это было весьма важным, но в духовном воспитании и росте преподобного Саввы во время его двенадцатилетнего пребывания в монастыре на основе афонской отеческой традиции.

Как пишет его современный нам биограф святитель Николай Велимирович «польза от пребывания его именно в Ватопеде, а не в каком-либо другом славянском монастыре, была бесценна. Там он изумительно овладел греческим языком. Там была богатая библиотека всех святых отцов Православной Церкви на языке оригинала – греческом. Там, как на выставке, можно было наблюдать апогей утонченной византийской культуры…Потому что, как императорский монастырь, Ватопед являлся образцом…В таком центре духовности и культуры у Саввы была редкая возможность выстраивать свой характер по образцу лучших примеров, которые он наблюдал, и лучших книг, которые читал»*24.

Но самое-то важное в том, что святитель Савва воспринял подлинную монашескую жизнь, способ освящения от святого старца, от преподобного Макария Ватопедского, который «славился своими делами и был известен всем»*25. Когда близ Милопотамоса на него напали разбойники в тот момент, когда святой Савва нес благословения отшельникам, он, хвалясь о Господе, сказал им, что является послушником отца Макария, после чего разбойники отпустили его, ведь и они знали и уважали старца Макария, хоть и были разбойниками *26. Это послушание старцу стало причиной его естественного духовного роста, способствовало его совершенствованию во Христе и привело к стяжанию божественных дарований. В начале своей монашеской жизни имея помыслы уйти из монастыря на безмолвие и стать исихастом, отшельником, он послушал не помысел, а игумена монастыря – старца Феостирикта, который сказал ему, что тому, кто еще не утвержден послушанием в первой степени общежительной жизни, не подобает, преждевременно следуя собственной воле, приближаться к вершине безмолвия и отшельничества *27. Если бы святой Савва не послушал тогда совета старца Феостирикта, то не стал бы святым и столпом Сербской Церкви, и боюсь, что и у Сербской Церкви не было бы правильных отношений с отеческой традицией.

Квинтэссенция отеческой традицией это восприятие духовной жизни от опытного старца, который жил жизнью во Христе. В Ватопедском монастыре святой Савва жил в послушании, зависимости и связи со старцем, в уединенной, а также и общей молитве за богослужением, в любви к братьям через служение, божественную любовь и божественный эрос. Благодаря личному подвигу и молитвам старца Макария божественной благодатью он очистился от страстей, просветился, освятился и потому впоследствии, будучи призван Промыслом Божиим, взошел «на свещницу» *28, архиепископский престол, откуда мог освещать мир и всеми способами служить преобразованию Сербской Церкви. Во всех сербский монастырях он ввел афонский устав. «По слова его биографа Дометиана, он был неусыпным проповедником всем божественного слова, подвижником, епископом, милостивым, искоренителем ересей, светлым образцом благочестия»*29.

Преподобный Иустин Попович, питая особое уважение и благоговение к личности и трудам святителя Саввы, писал о нем: «Непобедимой притягательной силой своей богоносной личности и многообразными евангельскими трудами святитель Савва самим делом показал всем, как создать из себя христоподобное существо, живущее евангельскими добродетелями»*30.

И мы считаем, что оба святых, Савва и Симеон, могут быть предложены и сегодня, в эпоху всеобщего отрицания, обесценивания институтов, разложения нравственности, духовного падения человека, как образцы истиной жизни во Христе. Святой Савва, как образец монаха и церковного руководителя, а святой Симеон – как образец политического руководителя. Их желание Бога, божественная любовь, заставившая их оставить всю мирскую славу и удовольствия, должна заставить задуматься всех мирских христиан, да и нас, монахов, дабы мы смогли до конца сохранить божественную ревность.

Ватопедский монастырь может хвалиться о Господе, поскольку в числе его прекрасных чад – святые Савва и Симеон, которые заложили основы неразрывных связей монастыря с сербским народом.

Доклад прозвучал на Духовно-научном симпозиуме о женском монашестве, состоявшемся 1-4 сентября 2011 года в Жичском монастыре, Сербия

________________________________________

*1 (…) См. ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 15.

*2 (…) См. Κάτιας Λοβέρδου-Τσιγαρίδα, «Βυζαντινές ἀργυρεπίχρυσες ἐπενδύσεις εἰκόνων», Ἱερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, Βυζαντινές εἰκόνες καί ἐπενδύσεις, Ἅγιον Ὄρος 2006, с. 293, где в дарственной надписи на окладе чудотворной иконы Божией Матери «Виматариссы» приводится имя игумена Феостирикта. Старец Феостирикт был настоятелем Ватопедского монастыря все то время, когда святой Савва находился в монастыре. Специально об игумене Феостирикте см. Dometijan, Život svetoga Simeuna isvetoga Save, ἔκδ. Df. Danicič, Βελιγράδι 1865, сс. 55 καί 128.

*3 (…) См. Διονυσίας Παπαχρυσάνθου, Ὁ Ἀθωνικός μοναχισμός, Ἀθήνα 1992, с. 355.

*4 (…) См. ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 36.

*5 (…) Ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 42.

*6 (…) См. ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 39.

*7 (…) Ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 36.

*8 (…) См. ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 37.

*9 (…) См. ἁγίου Ἰωάννου Σιναΐτου, Κλῖμαξ, Λόγος 18,4, ἔκδ. Ἱερᾶς Μονῆς Παρακλήτου, Ὠρωπός Ἀττικῆς 71997, с. 228.

*10 (…) Ἁγίου Νικολάου Βελιμίροβιτς, Ὁ βίος τοῦ ἁγίου Σάββα, πρώτου ἀρχιεπισκόπου Σερβίας, Ἀθήνα 1998, сс. 45-46.

*11 (…) См. ἁγίου Νικολάου Βελιμίροβιτς, Ὁ βίος τοῦ ἁγίου Σάββα, πρώτου ἀρχιεπισκόπου Σερβίας, Ἀθήνα 1998, с. 46.

*12 (…) Ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 46.

*13 (…) Ἁγίου Νικολάου Βελιμίροβιτς, Ὁ βίος τοῦ ἁγίου Σάββα, πρώτου ἀρχιεπισκόπου Σερβίας, Ἀθήνα 1998, с. 45.

*14 (…) См. ἁγίου Νικολάου Βελιμίροβιτς, Ὁ βίος τοῦ ἁγίου Σάββα, πρώτου ἀρχιεπισκόπου Σερβίας, Ἀθήνα 1998, сс. 44-45.

*15 (…) Ἁγίου Νικολάου Βελιμίροβιτς, Ὁ βίος τοῦ ἁγίου Σάββα, πρώτου ἀρχιεπισκόπου Σερβίας, Ἀθήνα 1998, с. 54.

*16 (…) Μοναχοῦ Μωυσέως Ἁγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, ἔκδ. Ἱερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, Ἅγιον Ὄρος 2007, с. 56.

*17 (…) Μοναχοῦ Μωυσέως Ἁγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, ἔκδ. Ἱερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, Ἅγιον Ὄρος 2007, с. 58.

*18 (…) Μοναχοῦ Μωυσέως Ἁγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, ἔκδ. Ἱερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, Ἅγιον Ὄρος 2007, с. 58.

*19 (…) Ἁγίου Νικολάου Βελιμίροβιτς, Ὁ βίος τοῦ ἁγίου Σάββα, πρώτου ἀρχιεπισκόπου Σερβίας, Ἀθήνα 1998, с. 63.

*20 (…) Ὁ Πρῶτος τοῦ Ἁγίου Ὄρους τότε ἦταν ὁ Δομέτιος καί ὄχι ὁ Γεράσιμος, ὅπως ἀναφέρεται ἀπό πολλούς. Βλ. Διονυσίας Παπαχρυσάνθου, Ὁ Ἀθωνικός μοναχισμός, Ἀθήνα 1992, с. 355, прим. 46.

*21 (…) См. ἁγίου Νικοδήμου Ἁγιορείτου, Νέον Ἐκλόγιον, Ἀθῆναι 21974, с. 272.

*22 (…) См. Μοναχοῦ Μωυσέως Ἁγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, ἔκδ. Ἱερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, Ἅγιον Ὄρος 2007, с. 59.

*23 (…) См. Μοναχοῦ Μωυσέως Ἁγιορείτου, Οἱ ἅγιοι τοῦ Ἁγίου Ὄρους, ἐκδ. Μυγδονία, Θεσσαλονίκη 2008, с. 85.

*24 (…) Ἁγίου Νικολάου Βελιμίροβιτς, Ὁ βίος τοῦ ἁγίου Σάββα, πρώτου ἀρχιεπισκόπου Σερβίας, Ἀθήνα 1998, сс. 39-40.

*25 (…) Ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 42.

*26 (…) См. ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 42.

*27 (…) См. ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 39.

*28 (…) Мф. 5,15.

*29 (…) Μοναχοῦ Μωυσέως Ἁγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, ἔκδ. Ἱερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, Ἅγιον Ὄρος 2007, с. 66.

*30 (…) Ἁγίου Ἰουστίνου Πόποβιτς, Βίος καί Πολιτεία τῶν ἁγίων Πατέρων ἡμῶν Σάββα καί Συμεών, Ἀθήνα 1975, с. 152.

 

Публикации