Дело Галилея (часть 2)

27 ноября 2011

«… Предыдущая часть

Джордано Бруно.

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно в Нола (Кампанья) близ Неаполя в 1548. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика, принадлежащий к Доминиканскому ордену, где продолжил обучение. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано. В 1572 Бруно принял священный сан.

Усиленные занятия выработали в нем критическое отношение к догматам Церкви и схоластике. Вскоре за сомнения относительно пресуществления Даров и непорочного зачатия Девы Марии он навлек на себя подозрения в ереси. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности.

Джордано Бруно сжигают в 1600 году, по обвинению во многих ересях. В том числе, он говорил, что мир вечен и существуют бесконечные миры. А. Койре справедливо заметил, что «вне всякого сомнения, Джордано Бруно не очень крупный философ и слабый ученый». Никаких астрономических и научных открытий с именем Бруно не связано. Бруно – идеолог. И успех его гелиоцентрической мифологемы означает, что гелиоцентрическое мировоззрение соответствовало некоторой идеологической установке этого времени, отвечало не на физические, а на метафизические вопросы. К тому же учение Коперника было на руку быстро растущей идеологии скептицизма и неверия в человеческие силы. Нескрываемый интерес диссидентской интеллигенции к коперниканству и философские спекуляции на нем побудили Ватикан спустя полвека после публикации книги Коперника (как раз когда Галилей занимался поиском научных доказательств модели) внести ее в индекс запрещенных книг.

Деятельность Галилея.

Италия эпохи Возрождения представляла собой ряд независимых государств, значительно отличающихся по форме управления друг от друга (от демократической республики до наследного владения герцогов); существовало много мнений по экономическим и социальным вопросам; но было две сферы, где не могло быть никакого плюрализма мнений: религиозная жизнь и философия, Римская католическая Церковь и Аристотель. Во времена Галилея Церкви и науке пришлось перейти в оборону: набирала силу Реформация, сказывались начатки свободомыслия, рожденного Ренессансом. Все это не могло не повлиять на жизнь и труд Галилея, которого называют отцом современной науки. Вряд ли какие другие события из истории науки обсуждались шире, чем осуждение Церковью теории Коперника в 1616 году и суд над Галилеем в 1633 году. Эти два факта всплывают, когда начинают говорить о противоречии между наукой и религией.
Творческую жизнь Галилея можно разбить на три периода: 1564-1610 (студенчество и работа в университетах); 1610-1632 (от возвращения во Флоренцию до издания «Диалога»); 1633-1642 (судебный процесс и домашний арест).

Первые шаги в науку.

Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в городе Пиза, принадлежавшего к великому герцогству Тосканскому. Его семья принадлежала к старинному Флорентийскому роду, однако финансовое состояние на момент рождения Галилея было весьма плачевно. От отца Винченцо Галилео ученый наследовал гибкость ума, артистические способности, а вместе с тем предрасположенность к математике. От матери, Джулии Амманнати, которую описывали женщиной сварливой и резкого характера, он получил некоторую агрессивность, нетерпимость, которые проявлялись в неожиданных вспышках ярости и колких насмешках над окружающими .

Начальное образование Галилей получил в Пизе, затем учился в монастыре Конгрегации Валломброза во Флоренции, где чуть не стал (а возможно даже успел стать) послушником. Однако отец забрал его оттуда под предлогом болезни глаз. Затем отцу пришла мысль сделать из Галилея медика, таким образом, поправив дела всей семьи. Для этого Галилей должен был вернуться в Пизу, где в 1581 году он поступил в университет. Однако Галилей выказал полное равнодушие к профессии.
В 1583 году Галилей впервые встретился с математиком Остилио Риччи (1540-1603), который преподавал этот предмет пажам Великого герцога. Именно он сообщил Галилею первые сведения об евклидовой геометрии, а затем и механике Архимеда, характерной особенностью которой было решение проблем механики из физических экспериментов, а не абстрактных метафизических принципов. Именно этот метод Галилей в будущем возьмет на вооружение и усовершенствует.

За четыре года пребывания во Флоренции Галилей углубил свои познания в теории Евклида и в особенности физики Архимеда. Свидетельством увлечения этими теориями, была первая работа, озаглавленная «Маленькие весы». В ней был представлен метод определения точного веса тел с помощью гидростатических весов. Несмотря на то, что это не было новым открытием, Галилей смог заметно усовершенствовать весы. Эта работа заставила многих обратить внимание на молодого ученого.

Вторая работа была написана около 1586 и содержала доказательства теоремы о центре тяжести параболических конических сечений. Эта работа была в том числе отправлена отцу Клавию, иезуиту и профессору математики в Колледжо Романо. Во времена Галилея его считали одним из крупнейших математиков, такого же мнения был и сам Галилей. Об их раннем знакомстве свидетельствует и одно из первых писем Галилея, где он писал «Кажется мне, что настало время нарушить молчание, которое я хранил до сей поры с Вашим Высокопреподобием со дня моего отъезда из Рима ». Очевидно, в 1587 году, Галилей, претендовавший на кафедру математики в Болонском университете, ездил в Рим, чтобы заручиться поддержкой отца Клавия, и эта поездка положила начало добрым отношениям между ними. О заинтересованности отца Клавия говорит и незамедлительный ответ Галилею, который был на 30 лет моложе его. Эта же работа сильно возвысила Галилея в глазах исследователя механики Гвидобальдо дель Монте.

Преподавание в Пизанском университете.

Несмотря на все старания, попасть в Болонский университет Галилей не смог. Также не вышла задумка с преподаванием в Падуанском, Пизанском и Флорентийском университетах. Однако чуть позже, благодаря хлопотам своих покровителей, Галилею удалось стать профессором Пизанского университета. К этому времени относятся три группы рукописей Галилея. Первая группа написана по вопросам логики, исходя из аристотелевских «Аналитик». Вторая – о трудах Аристотеля «О небе» и «О происхождении и уничтожении» с комментариями о движении. Третья содержит несколько трактатов о движении тел. Исследования показали, что большинство из этих рукописей соответствуют программе курсов из Колледжо Романо, где-то являясь даже прямой калькой. Лишь в третьей группе за Галилеем уже наблюдается бóльшая независимость мышления.

Старое здание Пизанского университета

В период преподавания в Пизе, Галилей понял необходимость углубить свои познания в области логики. От отца Клавия он получил конспекты лекций молодого профессора логики Колледжо Романо Паоло делла Валле. В них была изложена теория процесса доказательств, основанная на трактате Аристотеля «Вторые аналитики». В этом трактате была описана некоторая научная методология: необходимые предпосылки, типы доказательств и определение степени научной ценности полученных результатов. Галилей сделал в этих конспектах множество пометок, а затем попросил у отца Клавия и другие курсы по натурфилософии. Причем, за некоторым исключением эти трактаты нужны были Галилею не для преподавания и составления собственных курсов. Напротив, молодой математик должен был избегать вторжения в натурфилософию. Однако интерес к ней проявился уже на этой стадии.

Пизанская башня

Подробнее стоит упомянуть пизанский трактат Галилея «О движении». В нем он рассматривает аристотелевскую теорию движения тел критически. Подобные критические элементы были уже и у преподавателей философии из Колледжо Романо, однако, Галилей ставит и новые вопросы, и, хотя ответы на них не даны, или даны ошибочно, проблематика этого вопроса стала вырисовываться все отчетливее. Так, например, в вопросе о вращении материальных сфер Галилей остается верен учению Аристотеля, объясняя «естественное движение» приближением тела к естественному положению, а «вынужденное» – отдалением от него. Однако если материальная сфера вращается вокруг центра Вселенной, это движение нельзя отнести ни к одному из этих типов. Таким образом, Галилей приходит к выводу, что «естественное» и «вынужденное» – не лучший способ описания движения. Вопрос этот важен потому, что Аристотель именно на этом основании полностью отрицал движение Земли вокруг своей оси: оно вынужденное, а, значит, не может продолжаться долго. Таким образом, Галилей пришел к заключению о возможности физического (с точки зрения современной ему науки) подтверждения вращения Земли вокруг собственной оси. Уже в этот период Галилей внимательно ознакомился с трудами Коперника (в «Трактате о небе» Галилей приводит доводы против принятия системы Коперника, основанных на учении профессоров Колледжо Романо, хотя, слишком определенной позиции Галилей пока не занимает). Итак, подняв в первый раз проблематику учения о движении, но в то же время не имея ничего, что бы могло ее заменить, Галилей уже интуитивно догадывался о превосходстве учения Коперника над Аристотелевской космологией. Дело было лишь за новой теорией движения.

Известны и опыты Галилея, которые вызывали неоднозначную реакцию среди философов. В частности, Вивани пишет об этом периоде: «И тогда к большому недовольству всех философов им была доказана посредством опытов, наглядных демонстраций и объяснений несостоятельность очень многих выводов самого Аристотеля касательно природы движения … он неоднократно демонстрировал эти опыты на вершине Пизанской башни при участии других преподавателей, философов и всех студентов». И несмотря на то, что эти слова часто считались вымыслом, некоторые исследователи считают это мнение весьма отвечающим фактам . В результате критического подхода к учению Аристотеля, из-за неуважения к традициям академии и некоторым другим событиям, произошедшим из-за вспыльчивости Галилея, он вынужден искать другую работу.

Падуанский период.

В 28-летнем возрасте Галилей начал преподавать в Падуе, где находился в течение 18 лет, до 1610 года. В этом университете теоретической основой преподавания естественных наук оставалось учение Аристотеля, однако на медицинском факультете сохранились традиции проведения научных экспериментов. По сообщению Вивиани, лекции Галилея посещались многими слушателями. Основными дисциплинами в курсах Галилея были геометрия и астрономия, согласная с учением Птолемея и Аристотеля . Преподавание астрономии ограничивалось только математическими аспектами.

Университет в Падуе

В этот период Галилей считал теорию Коперника более соответствующей истине, чем аристотелевско-птолеемевскую. Это подтверждает письмо к коллеге из Пизы Якопо Маццони, датированное маем 1597 года: «Но по правде говоря,… я остался… в некотором недоумении и растерянности, видя как вы, достопочтеннейший синьор, столь решительно и открыто отрицаете точку зрения пифагорейцев и Коперника касательно движения и местоположения Земли; т.к. я сам считаю эту теорию более соответствующей действительности, чем теория Аристотеля и Птолемея» . В последующей части письма Галилей критикует доводы, выдвинутые Маццони против Коперника. Известно также письмо к Кеплеру, датированное тем годом, что и предыдущее, в котором Галилей выражает радость, что нашел «любителя истины, который не следовал бы путем извращенного философствования», также он упоминает, что в течение многих лет, склоняется к точке зрения Коперника, и с помощью этой гипотезы нашел объяснение многих природных явлений.

Очевидно, Галилей имел в виду свою теорию отливов и приливов, при помощи которой считал возможным подтвердить теорию Коперника. Причиной этих явлений Галилей считал вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца (уже тогда были обнаружены и описаны годовые и двухдневные циклы приливов). В будущем, Галилей положит эту теорию в основу своей книги о теории Коперника, где в том числе будет критиковать теорию Кеплера, говорящую о том, что приливы и отливы зависят от лунного притяжения.

Итак, если характерной особенностью Пизанского периода была возможность говорить о вращательном движении Земли, то особенность периода нахождения в Падуе – возникновение идеи доказательства учения Коперника с помощью приливов и отливов. Однако Галилей интуитивно догадываясь о правильности этой теории, действует осмотрительно, осторожно называя ее «точкой зрения Коперника» и «гипотезой, более соответствующей истине». Для того чтобы окончательно отречься от Аристотелевской теории естественных движений и местоположений, Галилею было необходимо создать новую теорию движения. Только после этого он мог бы говорить о движении Земли вокруг Солнца. Причиной же молчания ученого было честное отношение к науке и понимание, что достойной замены аристотелевскому учению, подкрепленному чувственным восприятием человека, у него пока нет. Таким образом, наряду с доказательством истинности теории Коперника, Галилею пришлось создать и новую, противоположную Аристотелевской, «естественную философию», которая могла бы оправдать математическую теорию физическими доводами.

Следующая часть …»

Автор: Сергей Амиантов

Источник: pravmir.ru

Публикации