Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (часть 2)

26 декабря 2011

 

«… Предыдущая часть

Около 1320 года после преподобнической кончины престарелого своего старца, святитель перешел в монастырь Великая Лавра, где пробыл в течение трех лет. Слава о нем бежала впереди его, и поэтому его приняли с теплотой. Исполняя послушание, он служил в трапезной и храме. Все дивились его воздержанию, подвигу, бдениям, в которых он упражнялся сверх меры. Но жажда священного безмолвия заставила его уйти и оттуда.

Лаврские отцы опечалились в связи с его уходом, а монахи скита Глоссия, нынешняя Провата, куда направился святой, с радостью приняли его, как говорит преподобный Никодим Святогорец. Святитель Григорий встретился там с преподобным Григорием Византийцем, превосходным и первым делателем молитвы, «великим и знаменитым в те времена в безмолвии, трезвении и созерцании».

От него святой узнал многое о таинствах умного делания и чистейшего созерцания Бога, и сподобился многих дарований, таких как умиление и сердечные слезы. По причине набегов турецких пиратов после двухлетнего пребывания своего в скиту он вынужден был уйти оттуда и переселиться вместе с двенадцатью своими учениками в Фессалоники. Согласно одному из преданий, святитель Григорий Палама принял великий и ангельский образ в келье Божией Матери Кранийской от своего старца преподобного Никифора Исихаста Италийского, который пребывал на вершине трезвенного созерцания.

В Фессалониках он не прекращал своего подвига вместе с братией. Все свои действия он предпринимал только после молитвы и откровения свыше. Также он согласился принять и священный сан. Затем переселился в скит в Верии, где пробыл в течение пяти лет (1326-1331), продолжая свои великие подвиги. Пять дней в неделю он пребывал в затворе и молчании, и только в субботу и воскресенье покидал свою келью для совершения богослужений и научения братий. Постоянное трезвение и молитва привели к доброму изменению, и он стал весь светом и светлым примером для всех. Кончина его матери, монахини Каллисты, привела его в Константинополь, откуда он забрал своих сестер, поместил их в женскую обитель и учил строгому монашескому жительству. В скором времени упокоилась о Господе его праведная сестра Эпихарис, украшенная обильно и даром прозорливости. Пиратские же набеги на местность вынудили божественного Григория снова уйти и вернуться на любимую им Святую Гору.

Он пришел в Великую Лавру, но, несмотря на желание отцов, не остался внутри стен, а удалился в исихастскую келью святого Саввы. И здесь он продолжал нести свой подвиг. Пять дней в неделю он пребывал в затворе, молчании и непрестанной молитве, и лишь в субботу и воскресенье приходил для совершения богослужений в лежащую поблизости Лавру. Его ревностная по Богу жизнь была исполнена божественных видений и созерцаний, иногда во время литургий в Лавре, а иногда во время бдений в собственной келье, когда ему явилась Сама Божия Матерь. Видение нетварного света было для него чем-то обычным, когда, согласно биографу, «он весь обильно озарялся божественным светом». Способность богословствовать дана ему была чудесным образом свыше в результате необычного видения, и тогда под действием Духа Святого он начал составлять свои удивительные догматические слова.

В 1335 году он был избран игуменом монастыря Эсфигмен, где пробыл три года. Но по причине скандалов, он оставил игуменство и вернулся к возлюбленному безмолвию. В его дни в обители Эсфигмен подвизалось двести отцов, бывших свидетелями его чудес.

Следующая часть …»

Источник: Μοναχού Μωϋσέως Αγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, Έκδοση Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Α’ Έκδοση, 2007

 

Публикации