Cвятитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (часть 1)

23 декабря 2011

 

Великий отец Церкви и вселенский учитель. Его учение об обожении человека и его причастии к нетварным энергиям Бога выражают суть православной духовной жизни в полной противоположности обмирщенному богословию того времени, которое сложилось под влиянием схоластического антропоцентризма и римо-католицизма.

Святитель Григорий Палама – редкий случай в жизни Церкви. Речь идет о богослове-боговидце, уникальным образом выражающем суть православной духовной жизни. В основании его духовной подготовки лежит переживание божественной благодати и обожение в свете нетварных энергий Бога. Одаренный острым умом он мог свободно чувствовать себя в богословии и излагать в своих значительных трудах подлинную триадологию.

Он родился в 1296 году в Константинополе от знатных родителей. Его отец – Константин Палама, родом из отдаленных районов Малой Азии, был сенатором и членом императорского двора Андроника II Палеолога. Император особенно ценил его и потому поручил воспитание своего внука и преемника Андроника III. Однако, как кажется, его не столько занимала политика, сколько духовные дела, поскольку как-то раз на заседании сената, желая узнать его мнение по какому-то вопросу и обнаружив его погруженным в молитву, император не стал прерывать его, полагая, что молитвой он поможет более, чем своими соображениями. Отец будущего святителя, успев облечься в монашескую мантию и приняв имя Констанций, преставился в относительно молодом возрасте, когда Григорию было семь лет. Его взял под свое покровительство сам император.

Его мать, Кали, и сестры, Эпихарис и Феодоти, стали монахинями, равно как и его братья, Макарий и Феодосий, избравшие вслед за ним монашеское житие. Григорий получил хорошее образование в Константинопольском университете под руководством знаменитого богослова и философа Феодора Метохита. Особо он изучал философию. Будучи всего лишь семнадцати лет от роду он произнес речь об Аристотеле во дворце в присутствии императора Андроника ΙΙ и многих мудрецов, каковой изумил всех своих слушателей. Присутствовавший там Феодор Метохит в удивлении сказал императору о юном ораторе: «Если бы здесь был сам Аристотель, то и он бы похвалил его».

Помимо аристотелевской философии Григорий окончил курс грамматики и риторики. Весьма рано, однако, он посвятил себя изучению Священного Писания, отцов Церкви и Синаксаря. Духовной жизни он обучался вначале от отца и монахов, с которыми общался. Среди них был и бывший святогорец Феолипт Филадельфиский, посвятивший его в чистую молитву. Император, надеявшийся, что тот будет его советником, заняв место отца, понял, что потерял Григория. В возрасте двадцати лет Григорий ушел на Папикийскую гору, важный центр монашества, где дал отпор ранним массалианам, и далее удалился на Афон.

На Святую Гору он прибыл вместе с двумя своими братьями. Сам он стал послушником у преподобного Никодима Исихаста, подвизавшегося в келье Ватопедского монастыря и известного всем святогорцам своей премудростью. Святитель Григорий оказывал послушание «благородному мужу, дивному и деянием и созерцанием», как утверждает святитель Филофей Коккин. От Никодима Григорий принял монашеский постриг. Первые годы своей монашеской жизни святой прожил на Афоне близ Ватопедского монастыря с строгом подвиге, посте, бдении и непрестанной молитве. Молясь, он постоянно повторял фразу: «просвети тьму мою». Как-то раз сподобился он зреть и святого Иоанна Богослова, сказавшего ему, что того прислала Божия Матерь и что Она и он сам всегда будут ему помощниками! Три года пробыл святитель Григорий в послушании у преподобного старца Никодима и многому научился у него.

Следующая часть …»

Источник: Μοναχού Μωϋσέως Αγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, Έκδοση Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Α’ Έκδοση, 2007

 

Публикации