Несколько слов о фильме «Восхождение» (часть 2)

25 февраля 2012

… Предыдущая часть.

Фильм «Восхождение» кажется мне абсолютно прозрачным, ясным. Только смотри, слушай, сочувствуй, сопереживай. Невозможно остаться равнодушным к тому, что происходит на экране. Невозможно не пытаться примерить на себя: а что было бы, если бы ты жил в то время, как повел бы себя, хватило бы сил?.. Нельзя не видеть явные параллели с Евангелием, «вечные вопросы» и противопоставления: честь — бесчестие, верность — предательство, проявление в человеке внутренней силы духа (что это за непостижимая вещь? откуда она берется?) — и упоение грубым насилием.

Тем более неожиданным и удивительным было для меня то обсуждение, которое состоялось после просмотра картины в православном киноклубе. Сначала возникла пауза, в течение нескольких минут никто не осмеливался взять слово. И эта пауза казалась понятной: не будут ли любые слова пустыми после увиденного? Надо бы подумать, усвоить, привести в порядок потревоженные чувства, ведь только что мы стали свидетелями чего-то большого и настоящего…

Но вскоре, как говорится, разговор завязался. Надо отметить, что в зале Духовно-просветительского центра при Покровском храме собрались достаточно интересные молодые люди — неравнодушные, образованные, активные, ищущие (о чем говорит хотя бы тот факт, что вечер пятницы они провели на мероприятии Православного молодежного общества, за просмотром явно некоммерческого фильма). Но надо было видеть, с какой легкостью некоторые из них разбирали коллизии фильма («чужую беду руками разведу»), с какой уверенностью рассуждали о том, что надо и чего не надо было делать героям (как будто такие честные и глубокие авторы, как писатель Василь Быков и режиссер Лариса Шепитько «чего-то не додумали»).

О Сотникове рассуждали почти с высокомерием: куда полез? Его, ничтоже сумняшеся, обвиняли: «Он не выполнил поставленную задачу, из-за него погибло несколько людей».

В адрес схваченных, переживших допросы, пытки, ожидающих казни людей (среди них, напомню, – истекающий кровью человек, на груди которого выжжено клеймо, старик и маленькая девочка, к которым, можно не сомневаться, были применены не менее бесчеловечные методы допросов) летят слова: «Меня удивляет, что никто ничего не делал. Их ведут на казнь, а они молчат. Надо было бороться, царапаться, кусаться хотя бы…». Было даже высказано мнение о том, что подлинный герой произведения — не Сотников, а Рыбак, он более понятен и с него следует брать пример…

При произнесении подобных пассажей хотелось зажмуриться, закрыть руками уши и закричать: «Вы что, шутите?!». Что это — юношеская самоуверенность, которой принято умиляться? Желание выделиться «из толпы», спровоцировать? Отсутствие жизненного опыта (да и откуда ему взяться то, если не замечаешь ничего, кроме собственного «я»)? Какие чудовищные изменения происходят с человеческой душой, если современные, самые что ни на есть благополучные с виду, молодые люди готовы брать пример с предателя и оправдывать его?

Поскольку подобные мнения высказывал не один, а несколько зрителей, в итоге сложилась достаточно четкая мозаика, выявились некоторые причинно-следственные связи. Современный мир упорно предлагает юным свой идеал для подражания — это глянцевый бескомпромиссный «человек действия», ценящий лишь «умение добиваться своего». Тот, кто не вписался в систему — неудачник, он «сам виноват» в своих проблемах. В результате сегодняшние молодые люди не умеют и не хотят понимать другого человека — они хотят им управлять (на уровне профессиональной деятельности) и пользоваться (в сфере личной жизни).

И не знаешь: это вполне сформировавшееся «поколение NEXT» обвинять в бездушии или жалеть? Немудреная «философия действия», наслаждения жизнью во что бы то ни стало — везде, во всем — вокруг них с пеленок: не выключающийся телевизор, система образования без воспитания, семья без любви и ответственности…

В послереволюционной Москве, вплоть до конца 1940-х годов, служил пожилой и мудрый батюшка — протоиерей Александр Воскресенский. Однажды маленькая внучка спросила его: каким будет мир перед концом света? Священник задумался и ответил: «Деточка, тогда во всем будет одна сплошная ложь».

И еще одно отступление, то, что пришло на память. Судьба автора повести «Сотников» складывалась непросто. Василя Быкова долгое время отказывались публиковать, в 1960-е годы в прессе была устроена настоящая травля: его обвиняли в очернительстве советского строя, воинов-героев. А все дело в том, что в произведениях этого белорусского писателя-фронтовика героизм — какой-то не парадный. Можно сказать, он тихий и трудный: автор просто следит, как происходит некий перелом в душе, который позволяет человеку оставаться человеком в обстоятельствах бесчеловечных.

К чему я все это говорю? Главное в этом фильме на самом деле-то, что Господь вложил в душу каждого человека свидетельство о Себе, Свой закон — совесть.

Голос Его — голос совести — звучит в человеке независимо от того, хочет ли он его услышать, знает ли вообще о существовании Божием. И если человеку с детства внушать, что белое — это черное, если доброе осмеивается, а злое превозносится, то, когда он вырастет, разобраться, что же происходит на самом деле, ему будет сложно, но с Божией помощью не невозможно. Нужно только быть честным с самим собой. И очень важно, что Православное общество, киноклуб «Восхождение» дают молодым возможность открытого, доброжелательного и главное — честного разговора.

Автор: Наталья Горенок

Источник:mgarsky-monastery.org

Публикации