Владимир Высоцкий: трагедия русской души (часть 2)

9 марта 2012

««« Предыдущая часть

Мой Высоцкий

Теперь о личном. Что в творчестве Владимира Семеновича наиболее близко мне, и как он повлиял на меня.

У каждого «свой Высоцкий», и в его богатом наследии он находит для себя именно те стихи, которые затрагивают определенные струны его души. В середине 1980-х Высоцкого слушали все, его песни были очень популярны, особенно после его трагической преждевременной смерти. Конечно, песни Владимира Семеновича слушали и мои родственники и друзья. Тогда у многих появились кассетные магнитофоны, и я помню, как мы менялись песнями Высоцкого: не имея специального шнура для подключения одного магнитофона к другому, мы ставили их друг против друга и так переписывали песни, уже неоднократно перезаписанные до нас. Конечно, записи эти были весьма неважного качества, некоторые слова были едва различимы, но для нас тогда они были драгоценны. К песням Владимира Высоцкого меня особенно приобщил мой дядя, мамин брат, который имел очень большую коллекцию его записей и сам прекрасно исполнял его песни.

Что из творчества Высоцкого мне тогда особенно запало в душу? Конечно, уже упомянутые военные песни; также мне, начинающему взрослеть подростку, очень близки были стихи Высоцкого, где он воспевал мужество, стойкость и отвагу, учил дружить и не бросать друзей в беде. Это, конечно, песни из альпинистского цикла: «Вершина», «Прощание с горами», «Баллада об альпийских стрелках», «Ну, вот исчезла дрожь в руках…» и другие. И знаменитая «Песня о друге»:

Если друг оказался вдруг,
И не друг и не враг, а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой…

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной –
Значит, как на себя самого,
Положись на него.

Или другая песня, «Вершина»:

Отвесные стены… А ну не зевай!
Ты здесь на везение не уповай:
В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела.

Кадр из фильма «Вертикаль»

У Высоцкого очень много песен про настоящих мужчин. В этих песнях прославляются подлинные мужские качества: верность слову, твердость, решительность, ответственность, целеустремленность и рыцарское отношение к женщине. На его песнях воспитывались тогдашние юноши, и сейчас особенно остро чувствуется нехватка подобных песен. Пусть сам Владимир Семенович не всегда давал пример настоящего мужского поведения, но своим творчеством, даже своей манерой исполнения, своим неподражаемым голосом, он учил людей мужественности. Любые родители, которые хотят воспитать настоящих мальчиков, мужчин, а не бесполых инфантильных существ, должны в детстве давать смотреть детям героические фильмы про войну, воспитывать их на настоящих песнях, давать читать нужные книги. И мое поколение счастливо тем, что мы все это имели. Кстати, об этом есть еще одна песня Высоцкого – «Баллада о борьбе». Вот строчки из нее:

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Эта песня – стилизация под рыцарские баллады, и написана она для фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». У Высоцкого есть целый цикл песен этого жанра, и они, по моему мнению, являются лучшими произведениями поэта. Это баллады «О любви», «О времени», «О двух лебедях», уже упомянутая «Баллада о борьбе» и «Песня о вольных стрелках». Все эти песни также о благородстве, мужестве, рыцарстве и любви. А его «Баллада о любви» хотя и повествует скорее о романтическом чувстве между мужчиной и женщиной, но в этой песне мне видится и другое – это своего рода гимн любви как высшей христианской добродетели. Любовь к людям – это дыхание души, ее насущная потребность, и об этом поэт говорит своими стихами:

Потому что, если не любил,
Значит, и не жил и не дышал.

И еще:

Я дышу – и значит я люблю,
Я люблю – и значит я живу.

Тема вечности любви звучит и в «Балладе о времени»:

Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком,
Потому что любовь – это вечно любовь,
Даже в будущем нашем далеком…

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки – из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем!

Песни Владимира Высоцкого проникнуты любовью к людям. Он любил людей, они были интересны ему. Ему был интересен человек в различных, чаще всего очень напряженных, критических, экстремальных ситуациях. Даже когда он писал про животных или «оживлял» неодушевленные предметы – например, как в песнях «“Як”-истребитель» или «Расстрел горного эха», – он наделял их человеческой душой и характером. Песня о горном эхе рассказывает о подвиге самопожертвования:

В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха, помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник, никто не проник,
Жило-поживало веселое горное, горное эхо.
Оно отзывалось на крик, человеческий крик.

Когда одиночество комом подкатит под горло, под горло,
И сдавленный стон еле слышно в обрыв упадет, в обрыв упадет,
Крик этот о помощи эхо подхватит, подхватит проворно,
Усилит и бережно в руки своих донесет.

Должно быть, нелюди, напившись дурмана и зелья, и зелья,
Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп, топот и храп.

Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье
И эхо связали и в рот ему всунули кляп.

Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха, потеха,
И эхо топтали, но звука никто не слыхал, никто не слыхал…
К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо,
И брызнули слезы, как камни, из раненых скал…
И брызнули камни, как слезы, из раненых скал…

Лирика Высоцкого – это целая отдельная тема, но наиболее сильными и красивыми его лирическими произведениями я считаю песни: «Здесь лапы у елей дрожат на весу…», «Так случилось: мужчины ушли…» и его рыцарские баллады.

В. Высоцкий и М. Влади

Не все знают, что Владимир Семенович писал и для детей. Когда я учился в школе, мы заслушивались его пластинкой «Алиса в стране чудес». Это очень удачный детский музыкальный аудиоспектакль. Можно сказать, что почти весь он сделан Высоцким, потому что состоит преимущественно из его песен. Уметь писать для детей – это особый дар, и Владимир Семенович обладал этим талантом.

Конечно, из всего огромного массива творчества поэта мне нравится очень многое, хотя и многое я сейчас слушать бы не стал – по разным причинам. Среди его шуточных, спортивных песен тоже немалое количество по-настоящему талантливых, написанных с добрым юмором произведений, и даже из «лагерной» лирики можно выбрать что-то хорошее. Взять хотя бы его знаменитую «Баньку по-белому».

Сейчас, когда почти у всех есть компьютеры, нетрудно выбрать из Интернета или с дисков лучшие песни Высоцкого и составить из них сборник для домашнего пользования – раньше сделать это было гораздо сложнее.

Но я не ставлю задачи исследовать все песенное наследие Высоцкого – для этого нужно было бы написать целую книгу.

Нам, людям православным, воцерковленным, сейчас некоторые песни Высоцкого режут ухо, коробят своими не всегда правильными, иногда, может быть, даже кощунственными строчками. Но вот что интересно: когда я слушал эти строки в середине 1980-х годов, тогда они совершенно не казались мне кощунственными, оскорбляющими мои религиозные чувства. Наоборот, меня очень удивляло и радовало, что в то время, когда о Боге все молчали, а если писали и пели, то только с целью атеистической пропаганды, есть человек, который в своих стихах постоянно обращается к религиозной теме и пишет о духовном мире как об объективной реальности: «Мы успели – в гости к Богу не бывает опозданий…» («Кони привередливые»); «И я попрошу Бога, Духа и Сына, чтоб выполнил волю мою: пусть вечно мой друг защищает мне спину, как в этом последнем бою» («Песня летчика-истребителя»).

В следующей части статьи я хочу обратиться к главной теме нашего разговора – о внутренней трагедии поэта, о его богоискательстве – и постараться найти ответ на очень важные вопросы: был ли Высоцкий верующим человеком? успел ли он принять крещение? смог ли войти в церковную ограду?

Следующая часть »»»

Автор: священник Павел Гумеров

Источник: pravoslavie.ru

Публикации