Владимир Высоцкий: трагедия русской души (часть 1)

7 марта 2012

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

А.С. Пушкин

Не так давно Всероссийский центр изучения общественного мнения установил, что, согласно опросам, в сознании наших современников В. Высоцкий занимает второе место среди великих русских людей XX века. На первом месте стоит Юрий Гагарин, на третьем – маршал Жуков. Притом большинство респондентов, отдавших свой голос за Высоцкого, – это молодые люди, родившиеся уже после смерти актера и поэта. Прошло уже более 30 лет после его кончины, но «народная тропа» к нему не зарастает.

В декабре 2011 года на экраны страны вышел давно ожидаемый и весьма разрекламированный фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». И хотя, по моему скромному мнению, данная картина не стоит не только потраченных на нее 12–15 миллионов долларов, но даже просто того «кинокорма», который был съеден съемочной группой за пять лет съемок, тем не менее, для меня это случай лишний раз вспомнить этого весьма противоречивого, неординарного и, без всякого сомнения, одаренного от Бога великого человека – Владимира Высоцкого. Тем более что совсем недавно, 25 января 2012 года была годовщина со дня его рождения.

Можно любить или не любить Высоцкого, но нельзя сомневаться в том, что он оказал очень большое влияние на несколько поколений российских людей совершенно разных социальных слоев, сословий и возрастов. По цитируемости песен, по востребованности творчества Высоцкий остается на первых местах. Его песни слушают и цитируют все: и простой народ, и писатели, и журналисты, и даже священники. Я сам слышал, как один маститый протоиерей, настоятель нескольких храмов, в беседе с прихожанами ссылался на песни Высоцкого. Если бы не было Владимира Семеновича, возможно, что и не было бы лучших представителей современного отечественного рока и бардовской песни или их творчество было бы каким-то иным. Потому что Высоцкий, по их собственному признанию, оказал на них очень большое влияние.

Владимир Высоцкий

Живой или неживой?

Но вернемся к упомянутому в начале статьи фильму. Напомню, что главной интригой картины стало то, что ее создатели, используя довольно сложный силиконовый грим, созданный на основе посмертной маски Высоцкого, и новейшие компьютерные технологии, смогли добиться очень большого внешнего сходства некоего современного актера с самим Высоцким. Голос поэта также постарались воспроизвести, изменив с помощью современных электронных средств тембр голоса актера. Кто сыграл Владимира Семеновича, держалось (и до сих пор держится) в тайне. Все это создало большой ажиотаж вокруг съемок фильма и выхода его в прокат. Но когда долгожданная картина была представлена зрителям, очень многие люди, особенно лично знавшие поэта, испытали горькое разочарование. То же чувство, я думаю, посетило и всех, кто любит творчество Высоцкого и его самого.

По мнению авторов фильма, самым интересным и важным в биографии поэта является, видимо, то, что он в конце жизни употреблял сильнодействующий медицинский препарат морфин. И в фильме Высоцкий показан очень больным человеком, почти постоянно находящимся «в ломке», так как, отправляясь с поэтом на гастроли в Узбекистан, его импресарио почему-то не взял с собой наркотики («лекарства», как называют их персонажи фильма). В Бухаре сердце Высоцкого останавливается, он переживает клиническую смерть – это, пожалуй, единственный невымышленный, реальный эпизод за весь фильм. А все другие события и персонажи фильма, как указывают создатели картины в титрах, вымышлены. И это само по себе очень странно. Ведь живы еще друзья и близкие Высоцкого, его жизнь очень подробно описана, отсняты километры документальных лент о его жизни… Зачем, спрашивается, что-то выдумывать и сочинять? Его очень яркая, бурная и страстная жизнь, его борьба с недугом пьянства, его женитьба на француженке, его роли, стихи, песни – используя все это, можно написать не один, а несколько десятков сценариев. Недаром Станислав Говорухин, друг Владимира Высоцкого, когда ему предложили выступить режиссером фильма «Спасибо, что живой», сказал, что сценарий лжив, и предложил написать свой, но в этом ему было отказано. А ведь он снимал Высоцкого в своих фильмах, и кому, как не ему, знать актера. Премьера 2011 года – это единственная художественная лента про Высоцкого. Это же непаханое поле, можно было выбрать столько интересных сюжетов!

Да, в жизни актера и поэта были и женщины, и пьянство, и наркотики, но вовсе не этим он интересен нам – он интересен своим талантом, который имел в избытке, своим творчеством, своей кипучей энергией, своим характером, харизмой, а как раз все это в фильме отсутствует. Удивительно, но даже его песен почти нет. Вся энергия съемочной группы и все средства были потрачены на то, чтобы достичь портретного сходства и создать внешний, никому не нужный антураж: найти «Мерседес», очень похожий на «тот самый», подобрать цвет и освящение для имитации ретро-пленок того времени и проч. и проч. В результате получилось нечто похожее на музей восковых фигур мадам Тюссо. Но Высоцкий-то тем и ценен, что был очень эмоциональным, живым, энергичным человеком, достаточно посмотреть запись любого его выступления. А в фильме он в некоторых сценах напоминает Леонида Ильича Брежнева в последние годы жизни. Понятно, что здесь показан закат поэта, и, может быть, авторам захотелось максимально отобразить «правду жизни», но кому нужна такая правда? С тем же успехом можно снимать, как некогда великий и сильный человек впадает в конце жизни в маразм, теряет человеческий облик и ходит под себя.

Сценарий написал сын Владимира Семеновича Никита Высоцкий. Не хочется никого осуждать, но иногда кажется, что Никита Владимирович, сознательно или бессознательно, вылил на экран все очень глубоко сидящие, еще детские, обиды, написав такое про отца, ведь ни для кого не секрет, что Владимир Высоцкий оставил семью – жену с двумя маленькими детьми Аркадием и Никитой, – чтобы жениться на Марине Влади.

Впрочем, не стоит долго обсуждать неудачную картину, найдутся темы и поинтересней. Только хочется напоследок прокомментировать ее словами самого Высоцкого. У него есть песня, в которой он предугадывает, со свойственной поэтам интуицией, создание подобных «проектов». Называется она «Памятник». Вот строчки из нее:

И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи;
И не знаю, кто их надоумил,
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.

Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей,
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.

Потом по посмертной маске делают памятник, который видится поэту совершенно мертвым и искажающим его облик. И через год его открывают при огромном скоплении народа, под запись пения самого Высоцкого, исковерканного современными технологиями:

Тишина надо мной раскололась –
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет.
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.

Я немел, в покрывало упрятан, –
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдернули: как я обужен –
Нате, смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!

Да, действительно, такой Высоцкий нам не нужен, потому что, несмотря на свои грехи, жил и пел он очень искренне и не терпел фальши ни в себе, ни в других.

В. Высоцкий в роли Гамлета

Весь смысл актерского искусства в том и заключается, чтобы не путем внешней схожести, а перевоплощением, игрой передать образ, характер человека, которого играешь. Кстати, в Минске есть театральный актер Артур Федорович, очень похожий на Владимира Семеновича. К тому же он прекрасно исполняет его песни под гитару и весьма умело передает не только музыкальные приемы Высоцкого, но и его голос, интонации и мимику. По моему мнению, он и с минимальным гримом смог бы сыграть Высоцкого весьма правдиво. Может быть, такая картина еще будет снята.

А теперь довольно о кино – мне хотелось бы поговорить на другую тему, ведь фильм о Высоцком для меня лишь повод вспомнить этого певца и поэта и обратиться к теме очень важной – теме поиска смысла жизни Высоцкого, его духовной трагедии – и предпринять попытку христианского осмысления его поэзии.

«Как умел, так и жил…»

Жизнь и творчество поэта всегда вызывали немало критики. И это нормально, естественно. Он не укладывался в привычные рамки, всегда был неординарен, а все, что не вписывается в обычные стандарты, вызывает очень разные мнения и оценки. Поэтому Высоцкий не может нравиться всем, и у него много критиков как в светской, так и в церковной среде. Все, конечно, в первую очередь указывают на его весьма далекую от нравственных идеалов бурную жизнь. Но разве можно поэта, артиста и любого другого творца оценивать по его морально-нравственным качествам? Если ценить поэтов и музыкантов по этому критерию, то вообще мало кто устоит. Начиная от классиков и кончая современными творческими людьми. Люди искусства ценны именно своим творчеством, все остальные оценки являются уже осуждением, а оно категорически запрещено нам Самим Христом Спасителем: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). И Высоцкого нужно рассматривать с точки зрения того, как он реализовал данный ему от Бога талант. Оценивать по масштабу его творчества и по тому, какое влияние он оказывал на людей, а не по тому, каким он был мужем и отцом, пил ли он водку или не пил. К тому же, мы знаем и другую, светлую сторону его жизни. Его умение дружить, отзывчивость, безотказность, щедрость, доброту, мягкость и огромное трудолюбие. И записи его выступлений, и их очевидцы свидетельствуют: поэт совершенно не страдал «звездной болезнью» и, несмотря на свою огромную популярность, всегда держал себя очень просто и доступно со зрителями, всегда тепло и с улыбкой общался с ними, выражая им свою признательность и уважение. Я не читал и не слышал ни одного интервью его друзей, родных или просто тех, кто знал его, где хоть кто-то отзывался бы о нем с неприязнью и нелюбовью. И достаточно посмотреть интервью двух бывших жен Высоцкого, Изольды Высоцкой и Людмилы Абрамовой, чтобы понять, что эти женщины любят его до сих пор.

Лучше всего сказал о жизни Высоцкого его друг и старший наставник Булат Окуджава своей песней, написанной на смерть поэта: «Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил; как умел – так и жил, а безгрешных не знает природа». Поэтому будем больше думать о своих грехах, а о Владимире Высоцком судить по тому, какие «чувства… он лирой пробуждал», ведь именно тем «любезен он народу». Здесь, к сожалению, тоже нет единого мнения. Его критики, особенно из церковного лагеря, ссылаясь на его ранние «блатные», а также некоторые шуточные и другие не совсем удачные песни, записывают Высоцкого в похабники и атеисты. Но ни тем, ни другим он не был. О его пути к Богу скажем чуть позже, а что касается творческих неудач, то это вещь неизбежная. Наследие Высоцкого насчитывает более 600 песен и стихов; совершенно естественно, что среди такого огромного багажа есть несколько десятков неудачных «творений». Такое процентное соотношение обычно для любого поэта. И Пушкин писал стихи, за которые ему потом было стыдно. Я убежден, что те, кто критикуют песни Высоцкого, просто очень поверхностно знакомы с его творчеством. Беда еще в том, что наиболее популярными, транслируемыми стали далеко не лучшие его произведения. Это то самое «уголовное творчество», юмористические и некоторые лирические песни. Но есть и другие. Самыми лучшими, сильными его песнями я считаю произведения военного цикла. И их совсем немало: около четверти всего песенного наследия поэта – это песни про войну и про военных. Высоцкий родился в 1938 году и во время войны был маленьким ребенком, но его отец был кадровым военным, фронтовиком, и, конечно, Владимир Семенович слышал его рассказы о войне. Поэт пережил последствия войны, позже он общался с ветеранами. И он в своих песнях пел о войне так, как будто воевал сам.

Кадр из фильма «Служили два товарища»

Особенно его песни ценили люди, участвовавшие в боевых действиях. Известный факт: фронтовики писали ему многочисленные письма, спрашивая, не тот ли он Высоцкий, с которым они вместе воевали. А это дорогого стоит. Значит, человек не просто талантливо описал жизнь и подвиги русских солдат, но и сам как бы прожил их жизнь, а их боли, переживания и радости стали его собственными. Подвиг русского народа, его победа в Великой Отечественной войне – это вообще величайшее событие XX столетия; оно сплотило нацию и вернуло людей к вере. И это героическое время прекрасно воспел в своих стихах Высоцкий. Песни из его военного цикла вошли в золотой фонд фронтовых песен, недаром их каждый год исполняют на концертах, посвященных Дню Победы. К сожалению, формат статьи не позволяет приводить целиком его песни о войне, но, я думаю, очень многие их слышали, к тому же их легко можно найти в Интернете. Приведу просто некоторые названия песен: «На братских могилах», «Штрафные батальоны», «Мне этот бой не забыть нипочем…», «Аисты», «Полчаса до атаки», «Как призывный набат…», «Сыновья уходят в бой», «Песня о военном летчике», «Их восемь – нас двое…», «Только он не вернулся из боя», «Я помню райвоенкомат», «Разведка боем», «Рядовой Борисов», «Тот, который не стрелял», «Кто сказал: “Все сгорело дотла”?» и еще многие другие.

Все эти песни проникнуты огромной любовью к родной земле и русским людям. Высоцкий сам говорил, что ему интересно писать обо всем том, что происходит в его стране и с его народом. Русские, патриотические мотивы присутствуют не только в песнях военного цикла. У Владимира Семеновича есть произведения, в которых явственно слышится стилизация под русские былинные песни:

Триста лет под татарами – жизнь еще та:
Маета трехсотлетняя и нищета.
Но под властью татар жил Иван Калита,
И уж был не один, кто один против ста.

Или его очень красивая песня «Как по Волге-матушке», где он воспевает красоты родной природы:

Как по Волге-матушке, по реке-кормилице
Все суда с товарами, струги да ладьи,
И не надорвалася, и не притомилася:
Ноша нетяжелая – корабли свои.

Кстати, и здесь есть военно-патриотические строчки:

Волга песни слышала хлеще, чем «Дубинушка»,
Вся вода исхлестана пулями врагов.
И плыла по матушке наша кровь-кровинушка,
Стыла бурой пеною возле берегов.

Или песня о земле-матери, опаленной войной:

Кто сказал: «Все сгорело дотла.
Больше в землю не бросите семя»?
Кто сказал, что земля умерла?
Нет! Она затаилась на время.

Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет! Она почернела от горя.

Любовь к Отчизне и любовь к матери – это две отличительные черты истинно русской души. А Высоцкий, несомненно, любил и свою Родину, прославляя ее своим талантом, и, конечно же, любил свою мать, Нину Максимовну Серегину, происходившую из простой русской крестьянской семьи. Существуют записи бесед с мамой поэта, где она вспоминает о том, с какой любовью и заботой относился к ней Володя, как приглашал на каждую свою премьеру.

По крови Владимир Семенович не был полностью русским. Известно, что его деда по отцу звали Вольф Шлиомович, он был евреем, жил в Киеве. И, к слову сказать, был очень образованным человеком: имел три высших образования – юридическое, экономическое и химическое. Но сам Владимир Высоцкий никогда не отождествлял себя ни с еврейским народом, ни с еврейской культурой; в его творчестве отсутствуют национальные еврейские мотивы. Тогда как у других певцов еврейского происхождения, например у А. Розенбаума, М. Шуфутинского, национальный компонент присутствует очень сильно и есть целые циклы еврейских песен. Кстати, сами евреи национальность определяют по матери, а не по отцу.

В письме к жене Л. Абрамовой от 4 марта 1962 года Высоцкий пишет: «По паспорту и в душе – я русский». Русским человек становится не от процентного содержания русской крови, а от того, насколько он любит Россию и русский народ, а этого в поэте было с избытком. Самые великие и преданные сыны России Пушкин и царь-страстотерпец Николай имели не очень много русской крови, но никто не усомнится в их русскости.

Задача любого без исключения человека – реализовать данные ему от Бога дарования в служении Богу и людям, притом, служа людям, мы, если, конечно, имеем веру в Бога, приносим службу Самому Богу. Высоцкий в Бога верил, и это можно доказать как опираясь на свидетельства близких к нему людей, так и на его песни, но об этом я скажу позднее. А его песни помогали миллионам людей «строить и жить». Он воспел в них не только подвиг русского солдата, но и мирный трудовой подвиг своих современников. Он писал про летчиков, моряков, подводников, шоферов, ученых, врачах. На его военных, «горных» и «рыцарских» песнях воспитано не одно поколение мальчишек. Более того, есть люди – и я думаю, таких довольно много, – которых Высоцкий своими песнями привел к вере. По крайней мере, о двоих я точно знаю; один из этих людей даже принял священный сан.

И ничего удивительного в этом нет: в стране победившего атеизма и всеобщей лжи даже просто честно и искренне спетая песня могла заставить человека, не имевшего никакого духовного воспитания, задуматься о вопросах смысла бытия, о жизни и смерти, спасении души. Со мной в семинарии учились ребята, которые пришли к крещению через русский рок 1970–1980-х годов. Таким же проводником ко Христу для кого-то стал Высоцкий. Ибо в своих песнях звал задуматься над главнейшими вопросами и очень часто затрагивал духовные темы.

Следующая часть »»»

 Автор: священник Павел Гумеров

Источник: pravoslavie.ru

Публикации