Греческая молодежь

24 марта 2012

У современной греческой молодежи могут быть разные уязвимые места. Она может бояться тяжелого труда, быть безразличной к важнейшим вопросам бытия, безрассудно отвергать серьезные понятия, легко увлекаться поверхностными идеями. Однако, с другой стороны, она сохраняет сильную жажду истины, поиск всего неподдельного, ей присущи добрая чувствительность, прекрасная непосредственность, одаренность, самоотречение и человечность.

Она с настороженностью относится к Церкви, связывая ее с ошибками ее представителей. Ее как будто пугает патриотизм, после антирасистских проповедей некоторых модных ораторов без гражданства. Она иронизирует над политиками, столько раз показавшими свою подлость и порочность, но вместе с тем, к сожалению, и над самой политикой. Ее не вдохновляет священное прошлое и весьма пугает будущее. Она во многом оправдана – позиция наших детей, потому что они познали лицемерие взрослых, не сдержавших данных ими громких обещаний.

Меня не затрудняют всевозможные вопросы молодых, но затрудняет их безразличное молчание. Я бы смог помочь, посодействовать в изучении, в проверке, в открытии, в прояснении. Размышление над проблемами – это неплохо, а беспокойство – хорошо, когда оно движимо интересом к знаниям и разрешению недоумений. Как привлекательны юные лица с горящими глазами и добронамеренным протестом против различных раболепных, боязливых, безвольных и жалких позиций. Доброжелательный исследователь и настоящей искатель истины обязательно найдет свет, выход, ответ, успокоение и душевный подъем.

Некоторые мало чем интересуются, не имеют возвышенных стремлений, пребывают в безделье, в комфорте, часами в кафетериях, в «нам все до лампочки», они не хотят «загребать жар» своими руками. И этому, конечно же, не подвержена лишь определенная часть нашей молодежи. Немало тех, кто привык жить, обвиняя только других и негодное общество. Они постоянно ищут алиби и предлоги оправдать свое непристойное состояние.

Для того чтобы активно возмутиться дешевизной и убожеством пресной действительности, скорбного нищенского существования, многолетней утомительной и губительной рутины, необходимы решительность, действенность и смелость. Но бунт не в том, чтобы бросать коктейли Молотова, разбивать витрины и жечь автомобили, а в том, чтобы лично сразиться со своим злым и страстным естеством, сокрушить собственную личину, сорвать маску, задуматься над ответственностью и обязательствами.

Легко быть безбожным, неверующим, неконтролируемым. И достаточно трудно быть ответственным христианином, истинно верующим, настоящим человеком Божиим. Но как выразительно сказал однажды выдающийся датский философ Кьеркегор: «Словно стрела меткого лучника, покидая колчан, не может успокоиться, пока не достигнет своей цели, так и человек, будучи сотворен Богом с единственным влечением к Богу, не может успокоиться, пока не окажется рядом с Ним».

У юноши-христианина есть вдохновенная мечта, божественная цель, высокая задача, осмысленная жизнь. Его нелегко устрашить и разочаровать. Его не влечет абсурдное наслаждение и мрачная коррупция. Он сопротивляется враждебным и демонодвижимым страстям. Он борется за добродетели и стремится к их достижению. Его вдохновляют честность, искренность, достоинство, скромность, серьезность и умеренность. У него меньше материальных доходов, но зато мирная совесть, сердечная радость и душевное ликование. Он не страдает от чувства вины, кошмаров, ненависти, зависти, злобы, вражды, клеветы и коварства.

Если в годы юности человеком завладеют душевные недостатки, то они будут терзать его всю последующую жизнь. Серьезные психологические потрясения вызывают новые страхи, комплексы неполноценности, скуку, одиночество и даже депрессию. Безнравственная жизнь, лишенная преград и всяких ограничений считается свободной, но в конечном итоге она порабощает, а обильное наслаждение приносит чрезмерную душевную боль.

Надпись на стене: Не будем жить как рабы

Самое печальное, что некоторые посягают на мечты наших детей или эксплуатируют эти мечты. У большинства ребят внутри присутствует бунтарский дух, склонность к изменениям, как они говорят, важным. Они верят в пересмотр и преобразование во имя чего-то лучшего. Это совсем неплохо.

Но взрослые хотят видеть в детях свое верное и точное продолжение, проекцию самих себя, свои покорные и послушные орудия. А потому прилагаются организованные усилия по одурманиванию молодежи. Ее делают уязвимой при помощи новых идей, наркотиков, алкоголя, средств развлечений, трагических инцидентов на стадионах и концертах.

Молодые призваны стяжать твердые убеждения и дух, сопротивляющиеся всему нечестивому, безобразному, грязному, лживому, безнравственному и гнилому. Юношество создано для героизма, говорил Клодель. Греческая молодежь заслуживает лучшей участи, более благородной позиции и большей боеспособности. Она не должна идти на поводу у изворотливых хитрецов, которые ее обманут и разочаруют.

Фотограф: иеромонах Софроний, Польша (o.Sofroniusz; orthophoto.net)

Мои частые беседы с молодыми людьми, приезжающими на Афон, дарят мне радость и надежду, которая, признаюсь, глубоко меня трогает.

Источник: газета «Македония» от 29 мая 2011

Перевод с греческого: интернет-издание «Пятый элемент»

Публикации