Примеры покаяния

26 января 2013

Посмотрим также и на других, которые спаслись посредством покаяния. А может быть и из числа женщин какая-либо скажет: я блудодействовала, прелюбодействовала, осквернила тело мое всеми родами невоздержания — можно ли спастись мне? Женщина, воззри на Раав и надейся и ты на спасение. Ибо если она, будучи явною и всенародною блудницею, спаслась посредством покаяния, то неужели женщина, один раз некогда соблудившая до принятия благодати, не спасется при помощи покаяния и поста? Рассмотри, как спаслась Раав. Она сказала только: Бог ваш на небеси и на земли. Бог ваш. (Нав. 2, 11). Своим не дерзнула она назвать Его, сознавая нечистоту свою. — И если ты хочешь иметь свидетельство из Писания о том, что она спаслась, то найдешь его во псалмах: Помяну Рааву, и Вавилона ведущим мя (Пс. 86, 4). Велико человеколюбие Божие! Даже и о блудницах воспоминает Он в Писании! И притом не просто говорит, помяну Рааву и Вавилон, но присовокупляет: ведущим мя. Итак спасение, которое приобретается покаянием, одинаково возможно для мужского пола и женского.

rembrandt_prodigue_2-831x1024

“Возвращение блудного сына” (Рембрандт)

И хотя бы согрешил целый народ, человеколюбие Божие не побеждается. Отлил народ Израильский тельца, но Бог не оставил человеколюбия Своего. Люди отреклись от Бога, но Бог не отрекся Себя Самого. Сии бози твои, Израилю (Исх. 32, 4), говорили они. Но Бог Израилев, как Ему свойственно, опять соделался Спасителем их. Притом не один народ согрешил, но и Аарон Первосвященник. О сем свидетельствует Моисей: И на Аарона разгневался Господь, и помолися о нем, продолжает он, и простил ему Бог (Втор. 9, 20; 9, 26). — Если тогда Моисей предстательством своим за согрешившего Первосвященника умилостивил Господа, то неужели Иисус, Единородный Сын Божий, ходатайством за нас не умилостивит Бога? И если согрешившему Аарону не воспретил Бог вступить на первосвященническое достоинство, то неужели заградит Он вход тебе, пришедшему из среды язычников? Покайся же подобным образом и ты, человек, и для тебя не возбранена благодать. В последующее время покажи незазорным образ жизни твоей. Ибо воистину Бог человеколюбив, и никто не возможет достойно изречь Его человеколюбие. И хотя бы все человеческие народы соединились в едино, то и тогда бы даже и отчасти не смогли поведать человеколюбия Божия. Ибо мы из Писания возвещаем только часть некоторую о милосердии Божием к людям, но не знаем еще, сколько явил Он снисхождения и самим Ангелам. Так снисходит Он и им, поскольку един только безгрешен Иисус, очищающий грехи наши. Но о них довольно.

Если же хочешь ты, чтоб и другие представлены были мною примеры, то посмотри на блаженного Давида, и возьми его за образец покаяния. Пал сей великий муж тогда, как вставши от сна послеобеденного, прогуливался на кровле дома своего. Посмотрел неосторожно и подвергся человеческой слабости. Грех соделан, но от сего не истребилось доброе расположение исповедать падение свое. Приходит немедленно Пророк Нафан для обличения и уврачевания раны. Разгневася Господь, говорить он, яко согрешил еси (2 Цар. 12). Так говорил царю частный человек, но порфироносный царь не огорчился на него. Ибо он смотрел не на того, кто говорил, но на Того, от Кого сей послан был. Его не ослепил сонм воинов, его окружавших. Ибо он представлял в уме своем воинство Господних Ангелов, и Невидимого устрашился, как бы видел Его; почему говорит в ответь к пришедшему, а паче в лице его к Пославшему: согреших ко Господу (2 Цар. 12, 13). Видишь смирение царево, видишь его исповедание? Он не был уличен кем либо; немногие знали о его поступке. Дело сделано скоро, немедленно. Пророк предстал для обличения, и падший сознается в злодеянии. И поскольку сознание его было чистосердечно, то весьма скоро получил и врачевство. Ибо тот же пророк Нафан, который угрожал ему, тут же говорит: и Господь отъя согрешение твое (2 Цар. 12, 13). Видишь, как скоро человеколюбивый Бог пременяет суд Свой. Между тем говорит пророк: поощряя изострил еси врагов Господних. Многих имел ты врагов по причине правды твоей, но целомудрие твое охраняло тебя. Когда же утратил ты это крепкое оружие, то враги твои готовы уже напасть на тебя. Так говорил ему пророк.

Но блаженный Давид, хоть подлинно слышал слова: Господь снял с тебя грех твой, — впрочем не прекратил покаяния, но вместо порфиры облекался во вретище, а вместо позлащенного престола царь сидел на пепле и на земле; и не только на пепле сидел, но и в пищу употреблял пепел, как и сам говорить: пепел, яко хлеб ядях (Пс. 101, 10). Слезами иссушил он похотливое око; измыю, говорит он, на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7). Когда царедворцы советовали ему вкусить хлеба, он не слушал их, но чрез целые семь дней продолжал пост. Если царь таким образом раскаялся, то ты, частный человек, не обязан ли раскаиваться? И во время возмущения Авессаломова, тогда как многие открывались ему пути для бегства, он захотел бежать чрез гору масличную, как бы обращаясь мыслию к Искупителю, имевшему вознестись с нее на небо. И когда злобно проклинал его Семей, он говорит: отпустите ему (2 Цар. 16, 10). Ибо знал он, что отпущающему отпущено будет.

Видишь, что раскаяние есть дело доброе. Видишь, что кающися спасаются. И Соломон пал, но что говорить он? Последи аз покаяхся (Прит. 24, 32). А Ахаав, царь Самарийский, был законопреступнейший идолопоклонник, человек беззаконный, убийца пророков, чуждый благочестия, алчный до чужих полей и виноградов (3 Цар. 21, 27). Но по умерщвлении чрез Иезавель Навуфея, когда пришел пророк Илия и только произнес угрозы, он разодрал одежду и облекся во вретище. Что же говорить ко Илии человеколюбивый Бог? Видел ли еси, како умилися Ахаав пред лицем Моим? (3 Цар. 21, 29) Он как бы убеждает воспламененного гневом пророка снизойти кающемуся. Не наведу зла, говорить он, во днех его. И хотя после прощения не оставит он злочестия, однако ж Господь совершенно прощает ему; не потому, чтобы не знал он будущего, а дарует прощение соответственно настоящему времени покаяния. Ибо судия справедливый судит о каждом деле так, как оно случилось.

Равным образом, Иеровоам приносил на алтарь идолам жертву (3 Цар. 13, 4). Рука его сделалась сухою, когда он велел схватить обличавшего его пророка. Но познав на опыте силу сего человека, говорит ему: помолися пред лицем Господа Бога твоего (3 Цар. 13, 6). И вследствие слов сих рука его опять исцелела. Если пророк исцелил Иеровоама, неужели Христос не может исцелить и освободить тебя от греха? Манассия так же был законопреступнейший человек, он распилил Исайю, осквернил себя всеми родами идолослужений, наполнил Иерусалим невинною кровию. Но быв отведен пленником в Вавилон, претерпеваемое злосчастие обратил в целительное покаяние. — Ибо Писание говорит, что смирися Манассия пред лицем Господним, и помолися, и услыша Господь, и возврати его на царство его (2 Пар. 33, 13). Если распиливший пророка спасся покаянием, неужели не спасешься ты, ничего такого не соделавший? Смотри, без причины не отвергай действия покаяния.

Источник: Святитель Кирилл Иерусалимский, Огласительное поучение второе.

Публикации