Антихрист и «антихристы» в Первом послании Иоанна Богослова

9 июля 2013

Несмотря на то, что Апокалипсис многие считают книгой Священного Писания, непосредственно посвященной антихристу и его приходу, слова «антихрист» мы не найдем ни на одной из страниц этой книги.

Во всем Священном Писании слово «антихрист» встречается лишь в четырех строках первых двух Посланий евангелиста Иоанна: 1Ин:2:18 (дважды), 2:22, 4:3, 2 Ин: 1:7.

Из библейских отсылок становится ясно, что антихрист – это личность, а не состояние или положение.

антихрист и атихристы от Иоанна Богослова

В первом отрывке (1Ин. 2:18), где слово «антихрист» употребляется два раза, присутствует разделение на одного грядущего антихриста и на многих антихристов, которые, согласно святому Иоанну Богослову, уже существовали в конце I века после пришествия Христа, когда Иоанн писал свое послание.

В начале этого отрывка святой Иоанн говорит о последних временах мира, подчеркивая, что «последнее время» уже настало. Автор приходит к этому убеждению на основании того критерия, что несмотря на то, что в ту эпоху существовало много людей, обладавших чертами антихриста, отрицающими Христа, настоящий антихрист еще не появился на земле. Если говорить точнее, антихрист – это человек, предваряющий второе пришествие Господа, который попытается увлечь за собой даже избранных, в то время как «многие антихристы» – это еретики, своим учением извращающие слово истины и вводящие верующих в заблуждение.

Уже в новозаветную эпоху появились первые ереси. Святой Ириней, епископ города Лион во Франции, сообщает нам о еретике Керинфе, который, по всей видимости, является целью послания святого Иоанна. Керинф разделил Иисуса и Христа. Иисус объединился с Христом только в момент принятия крещения. Он отделил Бога-создателя от истинного Бога. На кресте умер не Христос, но человек Иисус. В сочинениях святого Иринея мы видим, что святой Иоанн имел ясное представление о еретическом учении Керинфа и всецело отвергал его.

Таким образом, святой Иоанн в своем Первом послании (1Ин. 2:22) пишет, что отвергающий Отца и Сына является антихристом. Кроме того, в следующей 23-й строке Иоанн подчеркивает, что тот, кто отвергает Сына (как это делает Керинф), тем самым отвергает и Отца. Затем святой Иоанн наставляет адресатов и читателей послания, призывая их пребывать в том, что им было дано, и не изменять тому, чему они были научены.

Из того, что мы читаем в Послании, мы убеждаемся, что интерес автора сосредотачивается не на одном антихристе, который не является центром его Послания, но на многих антихристах, искажающих слово и волю Бога. «Это я написал вам об обольщающих вас», – говорит он в 26-й строке 2-й главы, так обозначая свою цель.

Третья и заключительная ссылка в Первом послании относительно рассматриваемой нами темы находится в 3-й строке 4-й главы. Эта глава начинается с разговора о псевдопророках – проблеме, мучащей первых христиан.

Святой Иоанн призывает христиан не верить всем проповедникам, но анализировать сказанное ими. Здесь он вводит другую тему, занимавшую Церковь того времени: тот дух, который не признает, что Христос принял настоящую человеческую плоть, не есть от Бога, а значит, мы должны его избегать. Заканчивая эту мысль, Иоанн подчеркивает, что дух, не признающий в Христе совершенного человека, считая, что его страдания были не подлинными, также есть «дух антихриста». Завершая эту тему, святой пишет, что дух, который стремится извратить учение Христа и опровергнуть Его спасительное слово, в действительности является духом антихриста. По этой причине христиане должны быть бдительны в этом отношении.

Автор Послания разделяет людей Церкви на «людей от Бога» и на чад антихриста, которые подчинены его воле, служат ему и славят его.

4-ю главу завершает пространный разговор о любви, который заканчивает тему еретических учений, создавших серьезные проблемы в Церкви I века.

Подводя итоги, мы можем сказать следующее:

1. Антихрист – это конкретный человек, который появится в последние времена.

2. Во времена святого Иоанна существовало множество антихристов, которые отрицали подлинность воплощения и крестной жертвы Христа.

3. Отрицание истины являет собой очень важную проблему в жизни верующего, так как это разрушает его отношения с Богом.

4. Чтобы не попасть в ловушки лукавого, нам необходимы внимание, серьезность и любовь.

Теолог Афанасий Мустакис.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации