Святой Кирилл и женщина-философ Гипатия (Часть 1)

27 июля 2013

Святой Кирилл Александрийский и его отношения с префектом Орестом и женщиной-философом Гипатией (Ипатией).

Άγιος-Κύριλλος

В данной работе мы рассмотрим отношения, связывавшие великого отца древней Церкви Кирилла патриарха Александрийского с двумя выдающимися жителями города Александрии: префектом Орестом и женщиной-философом Гипатией.

Святой Кирилл был значительной фигурой своего времени. Он оказал большое влияние не только на церковную жизнь, но и на формирование христианского учения, главным образом в области формулировки христологических догматов V в. О жизни Святого Отца известно немного. Известно, что он родился между 370 и 380 гг. после Р. Х. в Александрии. Точная дата его рождения нам неизвестна. Святой происходил из состоятельной греческой семьи, проживавшей в городе Александрии, хотя патриарх Константинопольский Нестор часто, желая принизить святого, называл его «египтянином», то есть происходящим из Египта [1].

Дядей святого был патриарх Александрийский Феофил, муж деятельный и гибкий, о котором св. Кирилл всегда вспоминал с особой благодарностью и любовью [2]. Итак, Кирилл вырос в среде, давшей ему возможность получить широкое и обстоятельное образование, а также общаться с наиболее выдающимися представителями александрийского общества как в политической, так и в церковной сфере.

Святой учился в прославленной Александрийской школе у Дидима Слепого [3], а также прошел курс обучения у знаменитой александрийской женщины-философа Гипатии [4]. Он непрестанно пополнял свои знания, изучая творения великих христианских писателей, отцов церкви, в частности Афанасия Великого [5], Каппадокийских отцов [6] и др., а также труды мирских филологов. Одновременно святой был вскормлен духовным млеком пустыни под неусыпной заботой ревностных Нитрийских монахов, в обществе которых он провел целых пять лет. Возможно, это они вдохнули в него пламенную и беспокойную ревность, отличавшую святого на всем протяжении его жизни [7].

После успения своего дяди Кирилл был соперником архидиакона Тимофея в борьбе за патриарший престол. Победив в этой борьбе, 18 октября 412 г. он восходит на трон патриарха Александрии [8]. Будучи новым архиепископом, он беспощадно бичует социальное неравенство и черствость богатых. Святой клеймит государственные власти за попустительство к несправедливостям по отношению к беднякам, за ложь, вероломство, за распутную жизнь [9]. Без колебаний он вступает в борьбу с политическим режимом, доведшим народ Александрии и в целом всего Египта до нечеловеческих условий жизни и усугублявшим социальное неравенство богатых и бедных.

Первой задачей святого была борьба со всем, что представляло угрозу для уже утвердившейся христианской Церкви [10]. В связи с этим многие из его противников обвиняли его в заносчивости, жестокости и тщеславии, однако внимательное изучение всей его общественной деятельности опровергает подобные обвинения. Целью святого было ограждение Церкви от любой угрозы, способной поколебать верующих, но не ее основы, ибо Церковь, Главой которой является Воплощенное Слово Божие, пребудет во веки веков и «врата ада не одолеют ее» [11]. Святой вел войну с остатками древних ересей, таких как новатианство [12] и арианство [13], а также с последователями Маркиона [14] и вождя монархианства Павла Самосатского [15]. По поводу новатианства его историк Сократ пишет: «Кирилл тотчас же запер бывшие в Александрии новацианские церкви и отобрал всю их священную утварь, а епископа их Феопемпта лишил всего, что он имел» [16].

Особенно жестоким и безжалостным было отношение Кирилла к язычникам [17], оказывавшим сильное влияние на христиан и заражавших их суевериями, приверженностью к колдовству и астрологии, «со своим оракулом в Менуфисе, где поклонялись лжебогине Кире» [18]. Боролся он и с иудеями, которых тогда в Александрии жило около 40 тысяч. Кирилл закрывал синагоги и изгонял многих из них из города. Его полемика против иудеев была вызвана главным образом пристрастным отношением к ним городского префекта Ореста. Последний, хотя и заявлял о том, что он христианин, часто звался александрийскими христианами «приносящим жертву и греком», то есть идолопоклонником, за свое несправедливое отношение к христианам, послужившее причиной непрекращающихся конфликтов между христианами и иудеями.

Иудеи, пользуясь открытой поддержкой префекта Ореста, держали в кабале беспощадного ростовщичества христиан, которые, не находя денег для выплат своих непомерных долгов и процентов, теряли все свое имущество и становились рабами. Именно поэтому иудеи для Кирилла представляли большую опасность, чем идолопоклонники, поскольку если первые представляли угрозу для всего социального положениях христиан, то вторые вершили дело ненавистника добра и врага рода человеческого, дабы погубить души верующих во Христа и бросить их в пучину погибели [19].

Основным источником сведений о закулисной борьбе того времени является историк Сократ, о котором в частности сообщается, что он ранее примыкал к новатианам. Это придает большую достоверность сообщаемому им о святом Кирилле, ибо его нельзя обвинить в пристрастности, вызванной дружеским расположением. Сократ подчеркивает, что Орест, несмотря на то что называл себя христианином, испытывал доходящую до фанатизма ненависть к епископам, считая, что они обладали властью и полномочиями, дарованными императором, которых у них не должно было быть: «Ему было ненавистно владычество епископов, потому что они отнимали много власти у поставленных от царя начальников» [20]. Он не упускал возможности выставить патриарха Александрийского в дурном свете перед народом его города и создать трения между ними.

Сноски:

[1] Mansi, V, 725.

[2] Сократ Схоластик. Церковная история 7, т. 7, PG 67, 749C-762A. Феодорит Кирский. Церковная история 5, т. 40 PG 83, 1277D. Никифор Каллист. Церковная история. 15,14 PG 146, 1100A-1104A. Mansi IV, 1464. Ред. Schwartz I, I, 3 С. 75. Хр. Пападопулос. История александрийской Церкви. Александрия, 1933, С. 264. А. Феодору. Христологическая терминология и учение Кирилла Александрийского и Феодорита Кирского. Афины, 1955, с. 37. Хр. Криконис. Кирилл Александрийский и его христологическое учение. Доклады XIX Богословского конгресса на тему «Святой Кирилл Александрийский», Фессалоники 1999, С. 236.

[3] См. об этом: К. Скутерис. История догматов 2, Афины 2004, с. 231-258. См. также по этому вопросу: С. Пападопулос. Патрология. Т. 2. Афины, 1990. с. 666-682. Ил. Мутсулас. Александрийские писатели IV в. 1. Серапион Тмуитский. 2. Дидим Александрийский. Переиздание. Афины, 1971, с. 17-51. W. Gauche, Didymus the Blind; an Educator of the 4th century, Washington 1934.

[4] Послание святителя Кирилла (на латыни), содержащееся в 77-м томе PG (389-390) и адресованное Гипатии, в котором ей сообщается о проблемах, возникших после спора Нестория с Кириллом, не является подлинным. Кирилл никогда не стал бы подробно обсуждать догматические вопросы, в частности христологические, с человеком, не являвшимся членом Церкви Христовой, поскольку без необходимой богословской базы невозможно понять вопросы догматического учения. См. Хр. Пападопулос. Святой Кирилл Александрийский. Александрия, 1933, с. 264-266.

[5] См. С. Пападопулос. Патрология. Т. 2. Афины, 1990, с. 263-326. Его же. Святой Афанасий Александрийский, великий этап в богословии Церкви. Переиздано в серии «Теология» (1974), с. 102-128. F. L. Cross, The Study of St. Athanasius, Oxford 1945. К. Скутерис. История догматов 2. Афины, 2004, с. 179-222.

[6] См. С. Пападопулос. Патрология. Т. 2. Афины, 1990, с. 355-407, 475-529, 590-632, 637-642.

[7] The international cyclopaedia – a compendium of human Knowledge, revised with large additions, vol. IV, New York 1899, p. 256.

[8] П. К. Христу. Греческая патрология. Т. 4. Фессалоники, 1989, с. 340 и далее.

[9] Хр. Криконис. Кирилл Александрийский и его христологическое учение. Доклады XIX Богословского конгресса на тему «Святой Кирилл Александрийский», Фессалоники, 1999, с. 240.

[10] Ек. Христофилопулу. Византийская история. Т. 1. Изд-во «Ваниас». Фессалоники, 1964, с. 206.

[11] Матф. 16:18.

[12] См. Кирилл Александрийский. Праздничная гомилия 8, 9. PG 77, 565-577, 681-692, 1060-1064. Ср. К.В. Скутерис. История догматов. Т. 1. Афины, 1998, с. 335-338. См. Фидас. Церковная история. Т. 1. Афины, 1992, с. 296-299, с. Пападопулос. Патрология. Т. 1. Афины, 1991, с. 423-426. H. Weyer, Novatianus de Trinitate, Düsseldorf, 1962.

[13] Ср. К.В. Скутерис. История догматов. Т. 1. Афины, 1998, с. 97-120. См. Фидас. Церковная история. Т. 1. Афины, 1992, с. 377-398. С. Пападопулос. Патрология. Т. 2. Афины, 1990, с. 114-119.

[14] Ср. К.В. Скутерис. История догматов. Т. 1. Афины, 1998, с. 278, 324 и далее. См. Фидас. Церковная история. Т. 1. Афины, 1992, с. 159-162. С. Пападопулос. Патрология. Т. 1. Афины, 1991, с. 142-143.

[15] Ср. К.В. Скутерис. История догматов. Т. 1. Афины, 1998, с. 470-472, с. Пападопулос. Патрология. Т. 1. Афины, 1991, с. 461-464. См. Фидас. Церковная история. Т. 1. Афины, 1992, с. 244-245.

[16] Сократ Схоластик. Церковная история 7,7. PG 67, 752A.

[17] Хр. Криконис. Кирилл Александрийский и его христологическое учение. Доклады XIX Богословского конгресса на тему «Святой Кирилл Александрийский», Фессалоники, 1999, с. 241.

[18] Ср. Кирилл Александрийский. Гомилия 3. PG 77, 1105Α. Об этом см. Софроний Иерусалимский. Похвала святым Киру и Иоанну. PG 87, 3, 3409-3412: «Грязный демон появлялся в женском обличье, порождая обман, говоря предсказания без всякой правды и утверждая, что они помогают, хотя по сути и не пытался никому принести пользы, напротив, вызывал гибель… сей омерзительный демон завлек многих в свою ложь, и призыв к его жертвеннику в надежде на слова или пророчество обольстил не только неверных либо тех, кто изначально был склонен подчиниться его зову, но и верующих во Христа, носящих на себе Его символы».

[19] Кирилл Александрийский. Праздничная гомилия 1ε, PG 77, 417-424, 513, 516, 529, 853, 586, 860-873, 896-901, 1057-1060.

[20] Сократ Схоластик. Церковная история 7, 7, 13, PG 67, 764A.

 Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

 
Публикации