Добродетель любви в святоотеческом богословии (Часть 1)

15 декабря 2013

В этой статье мы хотим исследовать основополагающую добродетель христианской этики, любовь, то, как она отражена в творениях великих отцов Церкви. Поэтому мы сочли необходимым рассмотреть достаточное количество  текстов, чтобы представить учение святых отцов о добродетели любви. Святые отцы [1] были избраны по критерию их авторитета и степени влияния, оказанного ими на последующих писателей, равно как и на основании их повышенного интереса к вопросам этики.

Статья содержит пространное введение, в котором даются основные понятия христианской этики и приводятся ее главные составляющие. Речь пойдет об исцеляющем характере христианской этики, о значении и получении человеком благодати, о возрастании роли тела в рамках христианской антропологии с параллельным отрицанием онтологической сущности зла, а также о функции воли и свободы на пути к обожению.

В основной части статьи мы исследуем творения святых отцов и приведем самые значительные их слова о любви, указывающие на христоцентричный и церковный характер всех добродетелей. Кроме того, становится очевидной связь любви с верой и надеждой, подтверждается единство всех добродетелей в христианской этике.

 1-1024x759

Введение

Прежде всего, поскольку речь пойдет о добродетели, необходимо подчеркнуть, что во всей святоотеческой литературе мы не найдем некой единой системы христианской этики. Это связано с общей убежденностью в том, что христианская этика не может быть описана посредством закрытых систем и объективных истин. Она представляет собой жизнь «во Христе» [2] и, как следствие, не может быть ограничена никакими законченными понятийными схемами.

Кроме того, подводя итог большей части современной богословской библиографии, касающейся христианской этики, мы приходим к выводу, что данная этика обладает исцеляющим характером, поскольку грех трактуется как болезнь человеческой природы, а Церковь, в свою очередь, является «лечебницей душ и тел» [3]. Становится очевидно, что человеческая природа обнаруживает способность к спасению и исцелению [4], если, проявив волю, человек встает на путь аскетической борьбы [5]. Человек должен с верой положиться на волю Святого Духа [6], поскольку добродетели заложены в нас изначально [7] и являются дарами [8] Святого Духа [9].

Также необходимо упомянуть и о некоторых «константах» христианской этики, связанных с христианской антропологией, таких как, например, различие тела и плоти, где первое является нейтральным, с точки зрения этики, а вторая греховна [10]. Кроме того, необходимо сказать и о том, что трехчастное деление души, равно как и встречающееся в некоторых текстах описание четырех первичных, классических добродетелей, даются не в русле теории Платона [12]. Известно, что христианство не принижает роль тела, поскольку христианское учение о воскресении душ и тел коренным образом отличается от платоновского бессмертия души [13].

Возвращаясь к разговору об этических воззрениях отцов Церкви, отметим, что общим местом святоотеческой антропологии является вина воли человека, но не человеческой природы в совершении зла [14].

Таким образом, начиная с примеров текстов Василия Великого, мы говорим о врожденной добродетели, которая, однако, после грехопадения пострадала, но не была уничтожена полностью. В результате этого, зло приравнивается к болезни [15]. Стяжание добродетелей – зеркало, показывающее восстановление падшей природы человека. Они присущи его природе [16], в отличие от злодеяний и пороков, которые этой природе противоречат [17].

Святые отцы единогласно отмечают, что победа над страстями достигается исключительно с помощью стяжания добродетели. Всякая страсть сокрушается и изгоняется из души только соответствующей добродетелью [18]. Тем не менее, добродетели не объединяют душу с Богом, а лишь делают ее восприимчивой и подготавливают к этому единению [19]. Единение является результатом принятия человеком Божественной благодати, осуществляемого свободно.

Ссылки:

[1] Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник.

[2] Г. Матзаридис, Христианская Этика, изд-во Пурнара, Салоники, 1991.

[3] М. Бегзу, Ελευθερία ή θρησκεία; Οι απαρχές της εκκοσμίκευσης στη φιλοσοφία του δυτικού μεσαίωνα, εκδ. Γρηγόρη. Αθήνα, 1991. С.147-148.

[4] К. Корнараки, Η διαλεκτική του φιλοκαλικού ήθους. Παθογόνος και νηπτική αυτοσυνειδησία. Δύο πόλοι μετανοίας από τον αββά Δωρόθεο, εκδ. Αρμός. Αθήνα 2002. С. 170.

[5] И. Аггелопулу, Η αμαρτία. Αθήναι, 2002. С.109.

[6] В. Татаки, Μελετήματα χριστιανικής φιλοσοφίας, εκδ.Αστήρ. Αθήνα, 1967.С.64-65.

[7] «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:4-5). Evangelium secundum Joannem, ed. K. Aland, M. Black, C.M. Martini, B.M. Metzger and A. Wikgren, The Greek New Testament, 2nd edn. Stuttgart: Württemberg Bible Society, 1968.

[8] «Отрыв христианских этических начал от целостного таинства жизни во Христе является самым распространенным ошибочным пониманием христианства и возвращением в сферу закона. Заповеди христианства немыслимы при отсутствии глубокого понимания смысла новой жизни во Христе. Христианская этика не существует без Христа и его благодати. Христианские добродетели достигаются не за счет соблюдения объективных нравственных начал, но посредством живой связи и общения с Богом». См. Г. Матзаридис, «Нравственность и Откровение», Салоники, 1969.

[9] Г. Матзаридис,, Ή Ηθική στην κρίση του παρόντος η πρόκληση του μέλλοντος,Τρίτη ανανεωμένη έκδοση, Εκδόσεις Π. Πουρνάρα, Θεσσαλονίκη 1995,σ.59. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера». (Гал 5:22-23). Epistula Pauli ad Galatas, ed. K. Aland, M. Black, C.M. Martini, B.M. Metzger and A. Wikgren, The Greek New Testament, 2nd edn. Stuttgart: Württemberg Bible Society, 1968.

[10] «Под плотью понимаются греховные волеизъявления человека, которые распространяются и на его духовную природу». См. Μ.Μπέγζου, Ψυχολογία της Θρησκείας, εκδ. Ελληνικά Γράμματα. Αθήνα, 1996. С.49.

[11] Уже со времен апологетов известно морфологическое сходство, равно как и существенные различия между античными и христианскими антропологическими воззрениями. Сходство выражается в функционировании «семенного логоса» (logos spermatikos) у всех народов: «…Не потому, что учение Платоново совершенно различно от Христова, но потому, что не во всем с ним сходно, равно как и учение других: стоиков, поэтов и историков. Ибо всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божьим». Apologia secunda, ed. E.J. Goodspeed, Die ältesten Apologeten. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1915,13,2,2-3,2.

[12] К. Вудури, «Η ενότητα της ελληνικής αρετολογίας και οι θεμελιώδεις αρετές». С.29-37. Η ηθική φιλοσοφία των ελλήνων,εκδ. Κ.Βουδούρη. Αθήνα, 1996.

[13] М. Бегзу, Ψυχολογία της Θρησκείας, εκδ .Ελληνικά Γράμματα. Αθήνα, 1996. С.100-102.

[14] Владимир Лосский, Очерк мистического богословия Восточной Церкви.

[15] «И в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь: так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла. Всякое же зло есть душевный недуг, а добродетель соответствует здравию». «Беседы на Шестоднев». Homiliae in hexaemeron, ed. S. Giet, Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron, 2nd edn. Sources chrétiennes 26 bis. Paris: Cerf, 1968, 9,4,1-15.

[16] См. «Беседы на Шестоднев». Homiliae in hexaemeron, ed. S. Giet, Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron, 2nd edn. Sources chrétiennes 26 bis. Paris: Cerf, 1968, 9, 4, 1-7.

[17] Сходство между стоической и христианской терминологией лишь внешнее. Согласно стоикам, естественные добродетели, например здоровье, и противоречащее природе зло, такое как болезнь, являются нейтральными с точки зрения этики. См. Στωικών Φιλοσόφων, Αποσπάσματα,ed., Amim, Johann von, Stoicorum Veterum Fragmenta, 3 vols, Teubner, Leipzig,1905 (repr. Stuttgard 1968). С. 119.

Есть и другое употребляемое стоиками понятие «по природе», связанное с всеобъемлющей природой, являющейся сущностной основой всего, с которой человек должен находиться в гармонии. Лишь так человек может исполнить свое онтологическое предназначение. Соответствие человека предписаниям Природы, всеобъемлющего Слова является основой стоической этики, выражается в «жизни согласно природе», соответствующей в стоической философии счастью.

[18] Ά. Κεσελόπουλου, Πάθη και αρετές στη διδασκαλία του Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά, εκδ. Δόμος. Αθήνα, 1986. С.118-119.

[19] Ά. Κεσελόπουλου, Πάθη και αρετές στη διδασκαλία του Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά εκδ Δόμος. Αθήνα, 1986. С.123.

Николаос Митропулос, доктор философии.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

Публикации