Святой Косма Этолийский. 300 лет со дня рождения (1714 – 2014). Добродетели и деятельность

16 сентября 2014

…Продолжение, См. Предыдущую часть

Просветительская деятельность святого Космы, его искусство проповедника имели для Греции решающий характер, в особенности в тех ее областях, где существовала опасность добровольного перехода в ислам. Брошенные в своем невежестве греки должны были научиться основам своей веры. Простая и понятная проповедь святого Космы собирала толпы людей, которые тысячами следовали за ним, надеясь услышать его.

agkoadr2

Преподобный Никодим Святогорец, первый биограф святого, рассказывает, что “доступную для простых людей проповедь, свидетелями которой мы были, можно сравнить с проповедью рыбаков (святых апостолов). Она была спокойной и тихой, и, казалось, наполненной благодатью, радостью и безмятежностью Святого Духа”.

Наделенный апостольским умом святой Косма позаботился о том, чтобы обучать проповедников. Помимо иереев и помощников, следовавших за ним для совершения Таинств, его сопровождали и обученные им проповедники. Святой Косма направлял их в те места, куда не успевал добраться сам, где они читали в храмах написанные им проповеди или излагали его учение по памяти. Своих многочисленных учеников Косма отправлял в Ахаию, Илию и другие области, дабы они продолжили его дело по проповедованию Святого Евангелия. В районе Этолоакарнании помнят имена некоторых его учеников.

Проповеднический дар и организаторский талант

В первом своем странствии святой Косма имел лишь трех-четырех учеников. Однако в дальнейших своих путешествиях он сумел организовать целый передвижной апостольский пункт. Его организаторский ум вникал во все необходимые практические задачи. Он склонял местную знать оплачивать расходы на вьючных животных, несших передвижной амвон, необходимый для того, чтобы святого быть хорошо видно во время проповеди. Кроме того, они переносили большие кресты, которые святой Косма устанавливал и оставлял на месте проповеди, подсвечники, свечи, тысячи четок и крестиков, которые он дарил беднякам, платки для женщин, гребни для мужчин, бумагу и карандаши для записи проповедей, а также другие необходимые вещи.

Караван святого Космы сопровождали и строители, строившие церкви, школы, места для молений со святыми иконами прямо на дорогах, дабы христиане помнили свою веру. Также рядом с ним были и учителя, которых он распределял по школам, равно как и другие люди, помогающие ему. Если Косма собирался посетить с проповедью какое-либо место, он обычно предупреждал об этом жителей, чтобы они смогли подготовиться к Всенощному бдению, помазанию, исповеди и другим Таинствам, совершаемым священниками, сопровождавшими Косму.

О приходе святого узнавали и самые отдаленные поселения, из которых тысячи верующих приходили на место его проповеди. Есть сведения, что число слушателей поучений святого Космы доходило до трех тысяч человек, а порой и до шестнадцати тысяч. Он совершал проповедь утром и вечером, а следующим вечером уходил проповедовать в другое место, сопровождаемый множеством людей.

Слушавшие поучения люди любили святого, в их душах под его влиянием происходили изменения к лучшему. Это становится ясным и из частых просьб слушателей остаться рядом с ними еще на какое-то время. Но святой отвечал: “Я бы хотел, мои христиане, постоянно быть рядом с вами, рассказывая вам то об одном, то о другом. Но что поделаешь, если есть тысячи деревень, где никогда не слышали слова Божьего и где меня ожидают” (Поучение 3). Его проповеди слушали образованные и безграмотные, дети и взрослые, греки, албанцы и турки. И “слушали его с удовольствием”, так как проповедь его обладала апостольской силой.

До нас дошли лишь немногочисленные его поучения. Учитель Косма часто оставлял свой караван и бежал в непроходимую местность, чтобы найти там разбойников и призвать их к покаянию. Сохранились имена таких разбойников, которые наставлениями святого Космы, превратились в добропорядочных граждан, в частности, атаман Тоцкас, купивший пятьдесят купелей и пожертвовавший их церквям для совершения крестин.

Святой Косма, обладая апостольским даром вспоможения (1 Кор. 12:28), пытался своей проповедью пробудить милосердие и богатых, и не столь состоятельных, чтобы они позаботились о бедняках, изнуряемых налогами. Он побуждал богатые семьи усыновлять сирот и защищать вдов, в особенности после разрушений, которые принесло Пелопонесское восстание.

Греческий язык и школы

В конце Первого поучения святой Косма Этолийский обращается к своим слушателям с примечательным призывом: “Соберитесь вместе и создайте хорошую школу. Назначьте ей руководителей и учителей, которые будут обучать грамоте всех детей, и богатых, и бедных. Ибо в школе мы узнаем, что есть Бог, Святая Троица, ангелы и демоны, рай и ад, добро и зло, душа и тело. Без школы мы ходим во тьме”.

Святой Косма, истинный и ревностный поборник просвещения и образования детей порабощенного народа, советует своим братьям грекам организовывать школы. Кроме того, святой Косма ратует за то, чтобы дети обучались грамоте, озаренной светом Священного Писания. По мнению святого, человек должен быть сведущ не только в физике, геометрии или какой-либо другой науке. Ему необходимо воспитание души.

Святой Косма столкнулся с невежеством и необразованностью народа. Он стал организатором национального образования, не существовавшего в те годы, за исключением больших и недоступных для простого народа школ. Он основал двести десять школ. Более того, исследователи его деятельности говорят о том, что святой создал около тысячи трехсот-тысячи пятисот школ. Первые школы были организованы под его личным контролем, в то время как другие были основаны в различных областях слушателями его проповедей по образу и подобию первых.

В этих школах святой бесплатно учил и бедных, и богатых детей. Он создал для них программу обучения, где делался акцент на религиозном воспитании. Все расходы, по указанию святого Космы, взяли на себя Церковь, монастыри и общество.

Помимо школ Косма организовал и высшие учебные заведения в Северном Эпире: в Дровиани – Высшую школу проповедников и иереев, в монастыре Феологу в Дервитсани – Духовную семинарию, в ставропигиальном монастыре Богородицы в Диври в районе Дельвины – Высшую школу древней словесности и наук (филологическую школу). Также святой укрепил и пополнил учителями Высшую школу монастыря Дриану.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации