Святой Косма Этолийский. 300 лет со дня рождения (1714 – 2014). Мученичество

7 сентября 2014

…Продолжение, См. Предыдущую часть

После подавления Пелопонесского восстания равноапостольный Косма приглашается в Константинопольский патриархат, чтобы принять на себя великое служение находящейся под турецкой властью и страдающей от постоянных кровопролитий Греции. Мустафа III, опасаясь новых восстаний, принял решение о переселении греческого населения с полуострова вглубь Азии. Патриархат выразил протест и послал святого Косму выступить посредником и добиться отмены этого пагубного для греческого народа решения. Впоследствии патриархия узнала о том, что проповедник снискал уважение со стороны султана, знавшего о добродетелях Космы от своих военачальников.

И действительно, святой Косма пообещал султану, что возьмет на себя обязательство своими проповедями принести мир и сгладить острые углы в греко-турецких отношениях. Султан снабдил святого Косму фирманом, и он отправился в свое многотрудное третье странствие (1775 – 1779). В этом путешествии мы очень обобщенно можем выделить следующие основные стадии: Додеканесские и другие острова в Эгейском море, Святая Гора, Фессалия, Румелия, Эпир, Западная Македония, Парга, Левкада, Кефалония, Закинф, Корфу, где венецианские власти не разрешили ему проповедовать. Высадившись в городе Саранда, он обошел все уголки Северного Эпира. Затем Косма возвращается в Нижнюю Македонию, после чего вновь едет в Эпир. Его не принимают в венецианских владениях Превезы и Парги и, более того, предпринимают попытку его убийства в Мавро Мандили близ острова Лефкада.

Мученичество

akamp2

Но святого нисколько не устрашила эта попытка лишить его жизни. В августе 1779 года он возвращается в Северный Эпир, чтобы проповедовать. Последним местом, которое он посетил, стало село Коликонтаси, располагающееся в районе Фиери современной Албании. По обыкновению, Косма брал у местного архиерея соответствующее разрешение, дающее ему возможность проповедовать беспрепятственно. Однако в этот раз святой решил лично обратиться к Ходже Паши, чтобы взять у него разрешение на проповедь, хотя христиане отговаривали его от этого. В сопровождении немногочисленных учеников Косма посетил Ходжу. Однако тот арестовал его под предлогом, что хочет отправить его к Паше, который якобы желал его видеть.

Однако истинной причиной ареста святого Космы явилась его борьба за объявление воскресенья выходным днем, что стало вызывать недовольство. Когда святой в своих проповедях побуждал слушателей не работать в воскресные дни, это обернулось гневом иудеев, которые по воскресеньям устраивали базары. Святой учил, что воскресенье – это не обычный день, но день, предназначенный для поклонения Троичному Богу. Выходным днем воскресенье было объявлено на Первом Вселенском Соборе. И святой Косма боролся за утверждение этого обычая, за что и был подвергнут мучениям.

И вместо Паши турки отправили святого Косму на берег реки Апсос к юго-востоку от села Коликонтаси области Мегали Музаки. И здесь, помолившись и осенив крестом четыре стороны горизонта, святой миссионер Христов Косма был повешен, через мученическую кончину предав свою святую душу Создателю и Жениху своего сердца Иисусу Христу. После этого его святые мощи были привязаны к камню и брошены в реку Апсос.

Святой Косма по своей любви ко Христу был готов к смерти. Он говорил: “Молю Христа сподобить меня пролить свою кровь за любовь к Нему, как Он пролил Свою кровь из любви ко мне”. Он обладал апостольским сердцем, не страшащимся никакой опасности, любившим Христа и стремящимся пойти ради Него на смерть.

После мученической кончины святого Космы все попытки христиан обрести его мощи не принесли результата. Однако священник села Коликонтаси отец Марк нашел благодатные мощи святого стоящими в реке. Он с великим умилением и почтением взял их, облачил в торжественную рясу и с помощью местных христиан с почестями положил в нартексе церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы неподалеку от реки Апсос в Коликонтаси.

Равноапостольный

Святой Косма очень рано стал именоваться равноапостольным. Воистину он был “званым” апостолом Иисуса Христа со всеми талантами, характерными для апостолов Церкви: апостол, пророк, учитель, он обладал даром исцеления и чудотворения, а также даром управления (имел организаторские способности) и вспоможения (заботился о нуждах паствы) (1 Кор. 12:28).

Церковь многих святых относит к чину равноапостольных. Однако к святому Косме она буквально применяет слово “равноапостол”, поскольку он явился истинным апостолом, заботящимся о народе Божьем. Внутри него жила Божественная благодать. Он показал себя продолжателем дела святых апостолов, так же, как они, проповедуя о присутствии воплотившегося Слова на земле и Его Евангелии. Став свидетелем вечной Пятидесятницы, совершающейся внутри Церкви Христовой, он стал учителем порабощенного греческого народа. Он был послан Самим Богом возродить веру христиан в тот критический момент, когда люди тяготели к тому, чтобы забыть ее или вовсе от нее отречься.

Святой Косма обладал апостольским самосознанием. Это видно по его первому поучению, где он, говоря о святых апостолах, посланных Христом проповедовать Евангелие, пишет: “И я, братья мои, сподобился быть в этом святом апостольском месте”, имея в виду место для совершения дела апостолов. Кроме того, о своем апостольском амвоне, “своей скамье”, Косма говорит, что он “имеет власть учить царей, патриархов, архиереев, иереев, мужчин и женщин, молодых и стариков, равно как и весь мир”. Однако именно апостолы обладают способностью учить патриархов, архиереев, иереев и всех остальных.

Учитель нации

Святой Косма был призван учить и поддерживать греческий народ в период невежества, незнания, падения нравов, вызванных несправедливой турецкой налоговой политикой, различного рода притеснений, нехваткой энергичных лидеров и проповедников, способных укрепить веру и не допустить добровольного перехода в ислам из-за отчаяния.

Многие верили, что по людским грехам Бог попустил, чтобы греки потеряли свою Империю. Однако святой Косма в своем пятом поучении пишет относительно этого вопроса следующее: “И что же? Был ли турок достоин овладеть Империей? Но Господь попустил это ради нашего блага. И почему Бог не дал нам иного царя, хотя вокруг нас было столько представителей власти? Потому что Бог знал, что иная власть повредит нашей вере. Турок же нам не вредит. И чтобы избежать нам проклятия, Господь дал власть турку, дабы он сторожил нас, подобно псу”. Здесь святой имеет в виду тот факт, что на завоеванные греческие земли не могли ступить латиняне и принести свои ереси. Примеры насильственного насаждения католицизма наблюдались на Ионических островах и в других областях, куда из-за завоеваний вторглись венецианцы.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Публикации